Треть производимой в мире еды идет в мусор

Почему?

40 процентов купленных продуктов не съедается, а отправляется в мусорное ведро, сообщается в последнем исследовании Международного совета по защите природных ресурсов. «Чемпионы» — американцы, но это проблема не только США. В глобальном масштабе, по подсчетам ООН, человечество выкидывает еды на 750 млрд долларов в год.

«В этом мусорном контейнере за супермаркетом столько еды, что мне на месяц хватит,— говорит Алан Честер, последователь движения фриганов из Коннектикута,— я не покупаю еду уже несколько лет». Фриганизм — наиболее одиозный метод борьбы с перепроизводством еды. Люди идейно отказываются покупать еду, так как слишком большое количество пригодных в пищу продуктов оказывается в мусорных контейнерах.

Всего мы выбрасываем треть производимой еды — 1,6 млрд тонн. При этом на планете около миллиарда людей страдает от голода. Как человечество оказалось в такой абсурдной ситуации?

— Проблема комплексная,— поясняет Дана Гандерс, член Международного совета по защите природных ресурсов,— мы теряем еду на всех этапах. Во время уборки урожая, доставки к фабрикам и супермаркетам, в торговых сетях и сами потребители ее выбрасывают (например, средний американец выкидывает еды на 2 тысячи долларов в год). Кроме того, простая экономическая истина заключается в том, что чем больше еды потребители выбрасывают, тем больше производители могут продать.

От поля до прилавка

Около 7 процентов урожая остается на полях. Причина проста: из-за низких рыночных цен на продукты фермеру иногда дешевле оставить урожай на поле, чем потратить средства на его сбор.

Дальше — больше: до 20 процентов уже собранного урожая фермерам приходится выбрасывать, потому что фрукты и овощи не соответствуют «стандартам красоты» торговых сетей (не тот размер, цвет, вес, количество пятнышек). Основная масса гниющей на свалках еды в развитых странах попадает в отходы с прилавков — около 30 процентов. В супермаркетах пропадает в основном выпечка, мясо, морепродукты, готовая еда, фрукты и овощи.

Почему это происходит? Чтобы человек покупал, супермаркеты должны быть сияющим царством изобилия. Такова политика торговых сетей — только в таких «интерьерах» покупатель складывает в корзину больше товаров. «Это приводит к тому, что, например, в США на полках продуктов в два раза больше, чем требуется американцам,— говорит Стюарт Тристрам, писатель и экоактивист.— Просто ради образа бесконечного изобилия мы выбрасываем миллиарды тонн еды».

Еще одна причина — «ловушка срока годности». В Америке и Европе на упаковке есть две временные границы: «годен до» и «лучше употребить до». Обычно еда отправляется в мусорку за два-три дня до истечения последней даты, хотя она будет пригодна в пищу еще почти неделю, после того как ее выбросили. В Великобритании из-за этого пропадает около 20 процентов еды.

— Современный американец выбрасывает в два раза больше еды, чем его родители в 1970-х,— замечает Дана Гандерс.— Калорийность наших блюд и их размеры сильно выросли за последние 30 лет. С 1982 года калорийность кусочка пиццы увеличилась на 70 процентов. Растет размер тарелок (в среднем с 1960-х он вырос на 36 процентов), но они все равно заполняются — тем, что мы уже съесть не в силах.

«Еда давно перестала быть для нас ценностью,— говорит профессор Луиз Фреско, президент Вагенингенского университета в Голландии (ведущего аграрного исследовательского центра в мире).— Выбрасывание еды становится совершенно обычным делом даже для тех, кто заботится об окружающей среде». Между тем горы гниющей еды ответственны за выделение парниковых газов — главной причины антропогенных климатических изменений. Согласно расчетам ООН, углеродный след всей выброшенной еды в глобальном масштабе в год составляет 3,3 млрд тонн. Для сравнения: мировой объем выбросов — 50 млрд тонн.

Поиск выхода

В некоторых странах проблему решают на государственном уровне. В 2012 году Европейский парламент принял резолюцию, по которой к 2020 году количество выбрасываемой еды необходимо сократить на 50 процентов. То есть люди должны прекратить отправлять еду на свалку из осознания ответственности перед природой. Вопрос в том, как такую ответственность привить?

Бизнес тоже работает над проблемой. Например, компания Bayer каждые два года проводит Молодежный сельскохозяйственный саммит. В этом году в Брюсселе 100 молодых людей 18-25 лет совместно решали современные проблемы сельского хозяйства. Объединившись в группы по 10 человек, они должны были разработать конкретные программы действий (авторы лучших проектов получают деньги на их реализацию). По проблеме перепроизводства еды победил проект «Несовершенные образы». "Мы придумали и нарисовали героев — некрасивые овощи и фрукты,— рассказывает Дарина Сердюкова, студентка Ставропольского государственного аграрного университета.— Мы создаем план обучения для детей начальных классов, куда будут включены различные интерактивные занятия, которые помогут привить школьникам бережное отношение к некрасивым овощам и фруктам. Ведь их выбрасывают, потому что они не соответствуют стандартам красоты. Мы хотим это исправить».

Это можно только приветствовать: ведь в аттракционе «утилизация еды» Россия, увы, не отстает от всего мира: по данным Росстата, у нас в стране отправляют на свалку 20-25 процентов купленных продуктов питания.

Эффективных средств борьбы с этим пока не придумано, хотя определенные ноу-хау все же есть. Например, во многих странах существуют так называемые банки продовольствия, куда производители и торговые сети сдают продукты, срок годности которых истекает, а банки распределяют их нуждающимся. Есть такой банк и в России — Фонд продовольствия «Русь». По словам его президента Виктории Крисько, в год фонд перераспределяет более 5 тысяч тонн продуктов. Могли бы и больше, но есть специфика — в России торговые сети не участвуют в этом, поэтому фонд работает только с производителями. А неучастие торговых сетей объясняется просто: наше законодательство устроено таким образом, что при передаче продуктов на благотворительность сетям придется заплатить большой налог. Поэтому им выгоднее еду выбрасывать. Это сотни тонн в неделю — от каждой сети.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 5