Георгий БАДЕЙ: «Снижать налоги на 2% в год полезно для экономики»

Бизнес Беларуси вынужден тратить 1,188 тыс. часов в год для осуществления 124 налоговых выплат. По отдельным предприятиям налоговые изъятия составляют примерно 70% от добавленной стоимости. Это становится тормозом для развития экономики страны. Что нужно изменить в первую очередь, и какие шаги уже предприняли предприниматели «Завтра твоей страны» рассказал председатель правления «Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского» Георгий БАДЕЙ.

-- Предложения по совершенствованию налоговой системы мы направили в Совет Министров, Палату представителей и Администрацию Президента еще в октябре прошлого года, - говорит Георгий Бадей. -- Мы считаем, что направление действий должно идти в сторону снижения налоговой нагрузки, и это не должно быть разовым мероприятием.

По данным Министерства статистики и анализа, налоговая нагрузка или все совокупные отчисления по прошлому году составили 50% от вновь созданной стоимости или ВВП в целом по стране. При этом надо учесть, что средняя и минимальная или максимальная цифры существенно отличаются. По отдельным предприятиям, включая те, которые не имеют преференций и льгот, изъятия составляют примерно 70% от добавленной стоимости. Мы считаем, что такая высокая налоговая нагрузка становится тормозом для дальнейшего развития предприятий и предпринимателей.

-- А что может стать стимулом для дальнейшей работы и развития?

-- Понимая, что это задача не одного дня, мы предлагали, как минимум, ежегодно снижать налоговую нагрузку на 2% в год. Здесь надо иметь в виду, что снижение налоговой нагрузки влечет за собой сокращение поступлений в бюджет, а это означает, что не получат заработную плату врачи, учителя и прочие бюджетники. Поэтому снижение налоговой нагрузки должно сочетаться с ограничением расходов бюджета.

-- Какие, на ваш взгляд, статьи бюджета могут быть сокращены?

-- Я не хотел бы вдаваться в подробности, где можно экономить. Это дело Минфина, Казначейства. Но, в любом случае, к расходованию бюджета надо подходить аккуратно.

На мой взгляд, необязательно, чтобы все статьи бюджета росли одинаково пропорционально росту ВВП. Например, принято решение о переходе с 12-летнего среднего образования на 11-летнее, поэтому очевидно, что расходы на образование могут быть заморожены, и сэкономленная часть направлена на дополнительное финансирование начальной школы.

Теоретически могут быть снижены расходы на госаппарат. Не раз уже отмечались непроизводительные расходы с бумаготворчеством, например. Но, повторю, это вопросы, над которыми надо работать правительству.

-- Что еще предприниматели предлагают изменить в налоговом законодательстве?

-- Мы не раз уже говорили о необходимости упрощения нашей налоговой системы. Это, кстати, не только наше мнение, это отмечалось и в исследованиях Всемирного банка. По данным этих исследований, Беларусь находится на последнем, 178-м месте по такому индикатору ведения бизнеса, как уплата налогов. Бизнес страны вынужден тратить 1,188 тыс. часов каждый год для осуществления 124 налоговых выплат, в то время как в других странах приводятся примеры временных затрат по 300 и менее часов.

Мы сегодня также говорим о том, что надо уходить от ограничений по отнесению на затраты всех платежей по заработной плате. Они у нас нормируются и ограничиваются. В Беларуси также ограничиваются расходы на рекламу, на маркетинговые услуги и прочее. За рубежом таких ограничений в большинстве стран нет, а затраты подсчитываются фактические. И одно дело, когда все это считается по нормативам, другое – по факту, эта разная трудоемкость расчетов. Решив этот вопрос, мы могли бы сократить как налоговую нагрузку, потому что налогооблагаемая база была бы немножко другая, так и затраты по администрированию этих налогов. Это тоже полезно для экономики.

Существует много вопросов в отношении малых предприятий. Когда мы говорим, что развитие малого предпринимательства должно быть приоритетным, надо учитывать, что малый бизнес не имеет сегодня своей производственной базы. И надо было бы стимулировать ее развитие, чтобы малый бизнес устойчиво работал. Отсюда возникает вопрос: а нужен ли такой налог для малых предприятий, как, например, налог на недвижимость? Мы считаем, что, по крайней мере, для малого бизнеса от него можно было бы вполне отказаться. Мы анализировали ситуацию и пришли к выводу, что там и расчеты этого налога достаточно сложные, и в целом эти налоги малых предприятий в общих платежах не превышают 1%. Так зачем загружать дополнительной ненужной работой людей, если от этой работы больших дивидендов никто не получает?

Есть еще один важный вопрос – величина подоходного налога. Мы считаем, что прогрессивная шкала налогообложения от 9% до 30% не стимулирует активность и стремление хорошо заработать. Поэтому надо переходить к плоской шкале, и делать это тоже, может быть, следует поэтапно.

Еще одна болевая точка – неравное отношение к государственным и частным структурам в вопросах налогообложения. Например, коммерческие вузы должны платить налог на добавленную стоимость в размере 18%, государственные вузы (те, которые работают на платной основе) от него освобождены, а ведь они работают в условиях конкуренции. Тем более, что, как правило, коммерческие вузы еще не имеют своей нормальной материальной базы, они развиваются, строятся, а государственные получили в наследство от государства, от народа прекрасные корпуса, здания, сооружения. И они освобождены от налога. Разве это нормальная конкуренция? Мы считаем, что недобросовестная.

Мы предлагали создать для всех вузов равные условия, но наш Минфин, правительство, Минобразования посчитали, что коммерческие вузы от этого не страдают. Конституционный суд на наш запрос ответил, что правительство имеет право давать льготы. В данном случае льготы дали всему государственному сектору, и это никого не смутило.

В условиях недобросовестной конкуренции частные предприятия развиваться не могут. Такая ситуация свидетельствует о том, что нормального отношения к частному сектору у нас не было и нет.

-- Сейчас в правительстве активно работает рабочая группа, которая рассматривает варианты совершенствования налоговой системы на 2009 год…

-- Да, есть 2 варианта – радикальный и оптимальный. Радикальный предусматривает, например, отказ от сбора в фонд сельхопроизводителей, который на сегодняшний день составляет 2% от оборота. Оптимальный вариант предусматривает снижение нагрузки на 1%. Есть ряд и других льгот, но они могут рассматриваться только в совокупности с сокращением расходов госбюджета.

Мы акцентируем внимание на том, что при существующей налоговой нагрузке, у предприятий отсутствует стимул к их развитию. Поэтому, если мы хотим развиваться, надо решать вопрос снижения нагрузки, хотя мы понимаем, что ее просто так не снизишь.

  • Оцени статью: