Когда студентам будет выгодно учиться в Беларуси

Белорусы не видят в высшем образовании капитал, который можно конвертировать в заработок и социальный статус. А учатся только для галочки?

Из-за того, что студенты не могут влиять ни на форму, ни на содержание образования, они теряют мотивацию к учебе и часто интерес к профессии. Получив диплом, выпускники не знают, как его применить, что вообще дальше делать в жизни

— Одна из наших студенток проанализировала настроения своей группы и пришла к выводу, что потеря мотивации связана как раз с тем, что студенты не могут ни на что влиять. Они чувствуют полную беспомощность, — сказала кандидат философских наук, руководитель концентрации «Современное общество, этика и политика» Ольга Шпарага во время круглого стола «Образование в Беларуси: каким оно будет, решим вместе», организованного гражданской кампанией «Говори правду».

В вузах студенты не находят себя

Молодежи не хватает опыта в обсуждениях, поиске ответов на вопросы, возможностей выбирать и дискутировать. Это касается и содержания того, чему они учатся, и самой жизни, общества, культуры, политических процессов.

− Только обсуждая это, можно понять, чего ты хочешь в жизни, какое место ты хочешь занять в обществе, какая профессия может быть связана с твоим пониманием себя, − объяснила Ольга Шпарага в комментарии Завтра твоей страны. – Получается, что у молодежи есть экзистенциальные жизненные вопросы: «Кем я буду?», «В каком обществе я живу?», «Какие у меня цели?».

Не получая ответы на эти вопросы в средней и высшей школе, неудовлетворенные выпускники отправляются на курсы неформального образования, профессиональные или интеллектуальные.

− У молодых людей, которые приходит в неформальное образование, есть беспокойство, что все, что они делают, делают на автомате, получают дипломы, потом автоматически где-то работают, а смысла в жизни нет. В итоге и обществом они не удовлетворены, и культурной жизнью, и политикой. А как это выразить, как влиять или изменять, понимания не хватает, − считает руководитель концентрации «Современное общество, этика и политика».

Устаревшая система преподавания снижает интерес студентов к предметам

Низкая мотивация студентов частично связана со структурой и формой университетских занятий, считает представительница студенческого объединения «Задзіночанне беларускіх студэнтаў» Александра Кузьмич.

− Праблема ў праграмах, у тым як выкладаюцца прадметы і ў тым, што большай частцы студэнтаў для таго, каб атрымаць дыплом, не трэба вучыцца, таму што ВНУ арыентаваныя на тое, каб падтрымаць высокі выпуск. І выключаць студэнтаў не ў інтарэсах універсітэту, − комментирует Александра Кузьмич.

Представитель студенческого сообщества считает, что студенты часто прогуливают лекции как раз потому, что они не стоят того, чтобы тратить на них время.

− Калі гэтыя лекцыя не вартыя таго, каб іх наведваць, ці наведвальнасць ставіцца вышэй за змест, які выкладаецца на іх, ці калі выкладачыкі на парах даюць метадычку, сыходзяць, і прыходзяць толькі ў канцы, то не трэба патрабаваць ад людзей, якія цэняць свой час таго, каб яны былі ў гэтым зацікаўленыя, − отмечает Александра Кузьмич.

Одним из элементов улучшения качества подготовки в высшей школе может стать обмен опытом, считает Ольга Шпарага. Через преподавательский обмен развивается система образования многих стран.

Второй элемент – реформирование системы переквалификации кадров.

− Для этого, возможно, тоже нужно приглашать коллег и вместе с ними думать о новых курсах, которые вводить, о новых методах. У меня есть сомнения, что в белорусской системе переквалификации речь идет о новых методах, новых содержаниях, новых форматах. И так как есть преподаватели с разным бэкграундом и опытом, и значительная часть из них будут рады попробовать эти новые форматы, − считает эксперт.

Системе образования не хватает исследовательского роста, совершенствования и самообразования в преподавательском составе.

− Система переквалификации преподавательского состава предполагает ряд элементов, которые реалистичны. Болонская система стимулирует развиваться в этом направлении, − комментирует Ольга Шпарага.

Политика выталкивает молодежь из страны

Репрессивные действия властей после манифестаций в 2006 и 2010 годах приводили к всплеску выездной мобильности. За те годы из отечественных университетов исключили больше 200 человек. Количество студентов, выезжающих учиться за рубеж, после массовых арестов студентов и случаев исключения из университетов заметно увеличивалось, рассказывает член Общественного Болонского комитета профессор Владимир Дунаев. И, наоборот, когда наметился прогресс присоединения к Болонскому процессу, количество студентов, выезжающих за рубеж, сократилось.

− Если люди считают, что есть перспектива учиться дома, многие предпочитают учиться в Беларуси, а не ехать за рубеж. Если мы не пугаем студентов, то сокращаем поток отъезжающих. Если при этом отстраиваем систему образования по европейскому образцу, то еще и регулируем утечку мозгов, − считает эксперт.

Зачем стараться, если все равно распределят?

Ради статистики по распределению в университетах увеличились случаи давления на студентов, угроз отчисления, рассказывает руководитель программы «Распределение молодых специалистов» Дмитрий Варшанов.

− Учреждения образования за распределением могут спрятать подготовку некомпетентных специалистов, потому что на выходе 99% выпускников трудоустроены. Но для студентов распределение иногда означает поломанные планы на жизнь, − комментирует эксперт.

Само же распределение мешает выпускникам реализовать свой потенциал, рынку труда находить более подходящих специалистов.

− Распределение ведет к тому, что искажаются сигналы с рынка труда и рынка образования. Не важно, какие компетенции дает вуз, потому что студент все равно будет распределен, и работодателю не важно, кто к нему придет, потому что все равно навяжут, − говорит член Общественного Болонского комитета Андрей Лаврухин.

В итоге система образования не получает запрос с рынка труда о компетенциях и качествах, которые ему нужны. В то же время существующая в отрыве система образования привела к тому, что работодателям, за исключением узких специфических профессий, не важно, какое образование получил потенциальные работник, главное, чтобы это был университет, считает сопредседатель гражданской кампании «Говори правду» Андрей Дмитриев.

Реформа образования улучшит положение студентов, мотивируя их к качественному обучению

Хорошим подспорьем для реформирования высшего образования могла стать дорожная карта присоединения к Болонскому процессу.

Среди пунктов дорожной карты, которые Беларусь обязалась выполнить за три года с момента присоединения в мае 2015-го, перечислены переход к трем циклам высшего образования, введение европейского приложения к диплому, создание национальной рамки квалификации, изменение системы выдачи разрешений для поездок за рубеж, отмена распределения выпускников, перестать дискриминировать студентов частных вузов, например, в доступе к льготному кредитованию на обучение, введение академических свобод, в том числе возможность избирать ректоров и введение студенческого самоуправления.

Но ни один из этих пунктов пока не реализован.

− Итоги по имплементации дорожной карты выглядят весьма плачевно. Беларусь выглядит как недоговороспособная страна. Мы как будто не выполняем эти рекомендации назло врагу, как будто они не в наших интересах, − констатирует Владимир Дунаев.

Дорожная карта показывает концентрацию коллективного европейского опыта в решении тех проблем, перед которыми стоит и Беларусь, и могла бы стать инструментом, который бы упростил реформирование высшего образования.

− С нами поделились наработками и предложениями, и вместо того, чтобы опять искать свой особый путь, можно воспользоваться этим опытом. Хотя это, конечно, не панацея, − считает эксперт.

Сближение с Болонской системой, по мнению экспертов, дает студентам автономию в выборе курсов, влиянии на учебный процесс, самоорганизации, что напрямую связано с мотивацией и заинтересованностью молодежи в качестве своей профессиональной подготовки.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 12
  • Балл: 4.7