Экономист: У нас часто бывает, что сегодня заработали, завтра проели

МАЗ выходит из кризиса: спасет ли это белорусский автопром?

В последнее время промышленный гигант находится, что называется, на слуху.

Например, только в ноябре производитель отметился дважды: в Киеве и в Калининграде, где завод выиграл тендер на поставку городских автобусов.

Подтверждает позитивную динамику предприятия и статистика: за восемь месяцев текущего года Минский автомобильный завод увеличил продажи техники на 29%. При этом на российский рынок было отгружено на 11% больше автомобилей, чем за соответствующий период прошлого года.

Способен ли МАЗ вернуть былые позиции?

Алесин: Времена, когда МАЗ производил и продавал по 30 тысяч автомобилей в год, уже не вернутся

Ситуация на предприятии далеко не такая однозначная, как может показаться на первый взгляд, считает экономический эксперт Александр Алесин.

— Там существует несколько производств: и производство автобусов, и производство грузовых автомобилей, — замечает он. — Первое из них никогда не было в упадке. Да, были отдельные колебания, но сбыт всегда держался на приличном уровне. Одно время даже автобусное производство было чуть ли не донором всего Минского автомобильного завода.

Александр Алесин

Собеседник Завтра твоей страны считает, что сегодня белорусские автобусы продолжают удерживать хорошие позиции на рынках соседних стран:

– Успех автобусов МАЗ – это сочетание удачного собственного производства и использования двигателей передовых западных производителей, в частности «Мерседес». В целом это сделало наши автобусы конкурентоспособными. По сравнению с западными аналогами мы выглядим предпочтительнее по цене, а по сравнению с российскими – по качеству.

В то время как производство автобусов работает достаточно успешно, второе направление, которое включает грузовые автомобили и автопоезда, по словам эксперта, находится в более сложном положении.

Во многом из-за протекционизма российских властей, а также открытия в России сборочных производств мировых производителей грузовых автомобилей, белорусское предприятие потеряло позиции на рынке соседней страны.

— Это заставило МАЗ предпринять серьезные меры по улучшению качества своей продукции, – рассказывает Александр Алесин. – Они занялись налаживанием собственной сбытовой сети, воспользовались дополнительными финансовыми инструментами... И сейчас ситуация выправляется. Но уже очень трудно выбить конкурентов с занятых ими позиций.

Не спешите МАЗ хоронить

Думаю, что времена, когда МАЗ производил и продавал по 30 тысяч автомобилей, уже не вернутся.

Злотников: Угасание предприятия начинается задолго до того, как прибыльность пропадет

По мнению экономиста Леонида Злотникова, роста объемов продаж продукции, демонстрируемого МАЗом, явно недостаточно для выхода предприятия из кризиса.

— Дело не в том, что они поставили больше или меньше продукции на экспорт, — замечает эксперт. — Дело в том, какую прибыль они получили.

Чтобы успешно развиваться, предприятия должны иметь не меньше 15-20% рентабельности, считает собеседник.

Леонид Злотников

— Если они потратились на закупку узлов из-за границы, заплатили рабочим — в результате получился ноль, то завтра будет только хуже. Предприятие ведь должно менять технологию, продукцию. На это нужны деньги, инвестиции. А у нас часто бывает, что сегодня заработали, завтра проели, — говорит Леонид Злотников.

Экономист напоминает, что в целом в белорусской экономике наблюдается спад инвестиционной активности.

— В последние несколько лет предприятиям даже разрешили не направлять амортизацию по назначению. То есть, они выплачивают зарплату, но не вкладывают деньги ни в капитальный ремонт, ни в обновление оборудования.

Угасание предприятия начинается задолго до того, как прибыльность пропадет. А происходит оно тогда, когда начинает снижаться инвестиционная составляющая предприятия. Вот это очень опасно, – добавляет Леонид Злотников.

Реанимация или ликвидация: зачем спасать МАЗ и МТЗ?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 38
  • Балл: 4.9