Как получить миллионы долларов, отвечая на вопросы

Китайский аналог американского сервиса затмил оригинал.

Куда женщине лучше поехать в путешествие? Что зрители думают о новом фильме о супергероях? Как зарегистрировать бизнес за границей? Каждый день сотни тысяч таких вопросов переполняют Zhihu – самый популярный в Китае онлайн-сервис вопросов и ответов, платформа, где пользователи могут получить нужные знания без посредников.

Сейчас Zhihu оценивается в $ 1,25 млрд. Сервис публикует онлайн-книги, написанные или отредактированные лучшими пользователями сервиса и часто посвященные самым актуальным темам форума. Кроме того, Zhihu продает подкасты и текстовые объяснения. Платформа Zhihu Live, берущая с пользователей плату за каждый просмотр и транслирующая в прямом эфире разговоры со знаменитостями и экспертами, привлекла 4 млн зрителей. За четыре года количество зарегистрированных пользователей Zhihu достигло 100 млн, а число уникальных посещений в месяц – 780 млн, что значительно превзошло показатели известного американского аналогичного сервиса Quora (200 млн уникальных посещений в месяц).

Американский образец

Создатель Zhihu Чжоу Юань вырос в период становления китайских технологических гигантов. Интернет-компания NetEase, основанная в 1997 г., была очень популярна и сыграла важную роль в формировании таких стартапов, как поисковик Baidu и интернет-компания Sina. Эти компании вдохновили Чжоу на то, чтобы изучать информатику и стать программистом, а впоследствии журналистом.

Zhihu выросла на обломках стартапа Metasearch. Он занимался анализом данных и был первым предпринимательским опытом Чжоу. «Мне было очень грустно, я чувствовал себя потерянным», – вспоминает предприниматель крах своей первой компании в 2010 г.

Идея сервиса Zhihu возникла у Чжоу 10 лет назад. Тогда он был активным пользователем apple4us – китайского блога и форума поклонников продукции Apple – и подумал, что мог бы и сам сделать что-то подобное. А в 2011 г. основатель блога apple4us, ныне прекратившего существование, показал Чжоу американский интернет-форум Quora, и тот немедленно воодушевился. «Quora необъяснимым образом показался мне очень знакомым. Я тут же вспомнил свою старую идею сделать аналог apple4us. Все сошлось», – рассказывает Чжоу о встрече со своим приятелем-блогером.

Он сразу же позвал делать собственную версию сервиса двух своих партнеров из Metasearch. А уже на следующий день появился первый бизнес-ангел – топ-менеджер одной из китайских компаний.

Король обезьян

В первые два года Zhihu выбирала, кого пригласить пользоваться сервисом. Люди, не получившие приглашения, но желающие стать пользователями, могли обратиться на платформу и ждать одобрения. Многие из тех, кто очень хотел присоединиться, обращались на торговую платформу Taobao, где коды-приглашения от одобренных пользователей продавались по цене до 120 юаней (18 долларов).

В этом году власти КНР ужесточили политику регулирования контента в интернете, затронувшую, например, новостное приложение Toutiao и сервис микроблогов Sina Weibo, и закрыли несколько популярных аккаунтов в социальных медиа, контент которых они посчитали «непристойным». Zhihu приходится соблюдать баланс между поддержанием живого общения между пользователями платформы и соблюдением требований китайских киберрегуляторов.

Сегодня Zhihu занята формированием связей между пользователями на платформе. Недавно Zhihu заключила соглашение с рекрутинговой компанией, чтобы оценивать возможности трудоустройства пользователей в такие компании, как сервис такси Didi Chuxing или совместного использования велосипедов Mobike.

Для идентификации спама Zhihu использует искусственный интеллект – соответствующее приложение носит название «Король обезьян» в честь главного героя романа «Путешествие на Запад». Wall-E, еще одна программа на основе искусственного интеллекта, ищет и удаляет клеветнические и оскорбительные посты. Жалобы пользователей, количество которых за последний год выросло десятикратно, проверяет целая команда редакторов, говорит Чжоу.

Комментарии по-китайски

Пользователи платформы жалуются, что рекламы, искусно вплетенной в тексты, стало больше по мере коммерциализации платформы.

«Раньше можно было купить книгу, но нельзя было задать вопросов о ней», – говорит предприниматель. Несмотря на непредсказуемость контента, создаваемого пользователями, предприниматель верит в продукт, который развивают сами пользователи. «Если опубликовать текст в США, многие люди не будут читать комментарии к нему, потому что там полно троллей. В китайском интернете комментарии обычно самое интересное», – говорит он.

До сих пор интуиция Чжоу срабатывала. Он считает, что Zhihu обязана успехом ключевой функции – сервису вопросов и ответов. Именно благодаря ему платформа выжила, тогда как другие похожие проекты провалились. Тем не менее стремление сделать базу знаний на Zhihu коммерчески выгодной усиливается. К тому же растет конкуренция со стороны платформы Fenda, где пользователи могут задавать вопросы за плату, а также социальной сети Douban. Это не слишком беспокоит Чжоу. «Китайский интернет большой. В нем можно сделать много экспериментов», – говорит он.

Перевела Надежда Беличенко, Ведомости

  • Оцени статью: