Зачем россиян заставили подбрасывать монетку

В Лаборатории экспериментальной поведенческой экономики Высшей школы экономики проверили, готовы ли люди и при каких условиях сказать неправду, если заранее знают, что это принесет материальную выгоду.

Орел или решка

Эксперимент провели в конце 2016–начале 2017 гг. в трех разных аудиториях с общим количеством около 550 человек.

Первая – зрители одного из кинофестивалей в Москве (221 человек), купившие за 100–500 российских рублей билеты на показ фильма.

Вторая – сотрудники крупного российского банка (230 человек), пришедшие посмотреть тот же фильм.

Третья – студенты из городов России и ближнего зарубежья, участники зимней школы ВШЭ (96 человек).

Эксперимент проводился в реальных условиях и на реальные деньги.

Каждому предлагалось взять из своего кошелька монету и подбросить ее пять раз. Количество выпавших орлов и решек следовало записать на специальном бланке и на корешке бланка. Бланк сворачивался и отдавался ведущему, корешок оставался у участника игры.

Правдивость информации оставалась на совести игроков, которые заранее знали: те, кому выпадет 5 орлов, получат 500 рублей, 4 орла – 100 рублей, остальные – ничего.

Организаторы не обманывали и действительно платили деньги.

Но обманывали ли игроки?

Результаты первых двух групп оказались очень близки к стандарту, рассчитанному на основе математической модели.

«Кинозрители» в целом вели себя честно.

«Для людей состоявшихся обман ради выигрыша в 100 и даже 500 рублей, конечно, повышает благосостояние, но не настолько, чтобы жертвовать чувством самоуважения и целостностью своей личности. Потери в образе самих себя, пусть даже невидимые ни для кого, не стоят этих денег», – пояснил автор исследования, заведующий Лабораторией экспериментальной поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин.

Среди студентов, для которых 500 рублей имеют большее значение, реальные ответы существенно отличались от теоретически ожидаемых.

«Для людей с меньшим уровнем дохода те же стимулы к обману оказываются более весомыми, что приводит к снижению уровня честности», – прокомментировал ученый.

Возвращающие кошельки

Сравнив свои результаты с аналогичными зарубежными, исследователи пришли к выводу, что решение обмануть ради материальной выгоды или остаться честным люди принимают под влиянием моральных стандартов, социальных норм и имиджевой мотивации. Стандарты и нормы нередко берут верх, особенно среди людей более состоятельных, не расположенных лгать ради небольшой выгоды.

Склонность к обману участников научных опытов в России находится в русле общемировых тенденций и даже оказалась меньшей. В новом межстрановом эксперименте институциональная честность оценивалась по доле найденных на улицах городов кошельков, которые студенты пытались вернуть владельцам через разные организации – почту, банк, отделение полиции.

Россия по этому индикатору оказалась выше среднего в мировом рейтинге, с долей возврата свыше 50 процентов.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 5