«Вертикальный» подход: как имплементировать цели устойчивого развития на местном уровне

Специалисты отмечают, что достигать целей устойчивого развития, которые приняты на международном уровне, в Беларуси не придется с нуля. В стране уже разработаны программные документы, которые описывают стратегические направления в данной сфере.

В Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) до 2030 года определены приоритеты регионального развития. Однако НСУР только декларирует возможность разработки региональных стратегий устойчивого развития, но не делает это обязательным. На данный момент на местах нет системного решения, как документально оформлять планы по устойчивому развитию.

– В других документах регионального уровня ориентация на обеспечение целей устойчивого развития явно не фиксируется, хотя вопросы экономики, экологии и социальной сферы находятся в центре внимания, – уточняет заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Наталья Берченко. – На региональном уровне есть свои планы социально-экономического развития на пять лет, на уровне районов и городов областного подчинения – свои, хоть и менее долгосрочные.

Кроме того, разные регионы Беларуси самостоятельно продвинулись в направлении написания стратегических повесток, в основном те, что работают с проектами и международными донорами для развития региона. Местные повестки 21 разработаны для таких городов, как Новополоцк, Дисна, Жодино. Стратегии устойчивого развития написаны для некоторых районов (Браславского, Березовского), некоторых сельсоветов (12 пилотных территорий). В рамках одного из проектов разрабатываются концепции территориально-ориентированного развития для 118 районов Беларуси.

– Как мы видим, в Беларуси в инициативном порядке уже накоплен значительный опыт разработки документов, которые можно назвать местными стратегиями устойчивого развития, – отмечает Наталья Берченко.

Однако проблема в том, что эти документы не имеют единых методических подходов в написании. Методологией обычно владеет только инициативная группа, потому преемственность теряется, если разработчики уходят. И еще момент – многие из этих документов не имеют законодательной силы, потому что не утверждены местными органами управления.

Утвержденные международные цели устойчивого развития должны так или иначе конкретизироваться на каждой из территорий с учетом местных особенностей, проблем и вызовов. Должны быть и конкретные шаги, которые позволят идти к поставленным целям.

Специалисты считают, что сегодня нужно системно подходить к подготовке местных стратегий. Министерство экономики разработало методические рекомендации по разработке планов социально-экономического развития регионов в соответствии с Целями устойчивого развития. Научно-исследовательский экономический институт Минэкономики предлагает в качестве стратегических документов на уровне регионов, районов и городов областного подчинения принимать стратегии устойчивого развития на 10 лет. Поскольку на данный момент нет законодательно закрепленной методологии подготовки таких стратегий, специалисты предлагают опробовать методологию вертикальной интеграции, двигаясь либо «снизу вверх», либо «сверху вниз».

Первый из вариантов предполагает постановку целей устойчивого развития на региональном уровне, а затем «проверку» их в соответствии с общими целями, и уже по необходимости – корректировку. Второй вариант основан на анализе ситуации в регионе с опорой на общие цели устойчивого развития, а после должна быть постановка целей регионального развития с учетом общенациональных целей и приоритетов региона.

Наталья Берченко обращает внимание на то, что при реализации целей необходимо будет менять подход в сторону комплексного, уходя от отраслевого и секторального, которые действуют сейчас, потому что задействованы будут специалисты разных сфер и разного профиля.

Как отмечают специалисты, на местном уровне не все цели устойчивого развития должны иметь индикаторы. Важно ориентироваться на региональные приоритеты и проблемы, а пока наиболее актуальные из вызовов – это уровень доходов, доступ к благам и услугам, рациональное потребление и производство, экологосберегающее хозяйствование.

В Германии в обеспечение вертикальной интеграции вложено уже немало усилий, что позволило достичь успехов в развитии регионального компонента. Немецкие специалисты готовы делиться с белорусскими своим опытом.

Мартин Шон-Чанишвили: «Очень важно всемирные процессы «встраивать» в региональный контекст»

– Работая с регионами и региональными стратегиями устойчивого развития важно объяснять всем – власти, предприятиям, бизнесу, людям – зачем им это нужно. Могу из своего опыта сказать, разъяснения могут сдвинуть ситуацию и развернуть все сектора экономики в сторону целей устойчивого развития. Нужно объяснять, как сегодняшние действия отразятся на нашем будущем, тогда и начинаются изменения, отмечает Мартин Шон-Чанишвили, эксперт земельной ассоциации «Повестка 21» (Германия). — А еще очень важно всемирные процессы «встраивать» в региональный контекст, ориентироваться на то, что в регионе уже делается, какие есть проекты и инициативы. Если мы усложним людям жизнь, а не облегчим, процесс может затянуться, а результаты будут лишь формальными отчетами о достижениях, а не реальностью.

Доротеа Шосток: «Не стоит рассматривать региональные стратегии как нечто статичное»

– При написании региональных стратегий важно объективно взвесить сильные и слабые стороны, чтобы планы по достижению целей, действительно, можно было реализовывать с пользой, — считает Доротеа Шосток, научный сотрудник Вуппертальского института климата, окружающей среды и энергетики (Германия). — Именно правдивое описание сильных и слабых сторон позволит понять, каковы приоритеты на местном уровне, каковы проблемы, как они сочетаются с национальными и глобальными целями. Такие реалистичные стратегии вызывают доверие людей, и они начинают охотнее включаться в реализацию повесток.

Не стоит рассматривать региональные стратегии как несто статичное. Их нужно периодически пересматривать и оценивать – все ли идет, как планировалось, делаются ли на местном уровне правильные шаги. Это показывает ответственность органов местной власти, а также прозрачность, открытость процессов, которые связаны с достижением целей устойчивого развития.

Забегая наперед, хочу сказать, что районам Беларуси, так же, как и в Германии, нужно будет делать публичные отчеты. В такие отчеты следует включать информацию не о том, что сделано, а какой именно эффект достигнут от проделанного. Отчет должен быть понятным и доходчивым для людей.

Сравнивайте свои отчеты с отчетами других районов и регионов, это может дать подсказки и мотивировать. Особенно полезно сравнивать с регионами, которые имеют схожие проблемы, находятся на приблизительно таком же уровне развития. И это не все – сравнивайте себя с международными показателями, просите совета у международных специалистов, работающих по «проблемным» для вас темам.

Мориц Шмидт: «Необходимо сохранить приемственность»

– В местных и региональных стратегиях рекомендую сохранить преемственность любых предыдущих документов по развитию регионов, а также не отрываться от того, что действительно нужно конкретной местности, – подчеркивает Мориц Шмидт, эксперт земельной ассоциации «Повестка 21» (Германия). – Очень важно разработать подходящие индикаторы устойчивого развития для муниципалитетов и привлечь в данный процесс представителей разных сфех. В рамках наших пилотных проектов мы анализировали совместно с ключевыми игроками уже имеющиеся документы на местах и смотрели, как они ложатся в стратегии устойчивого развития земель. Мы работали, исходя из местных потребностей, но с оглядкой на цели, сформулированные на земельном, национальном и международном уровнях.

  • Оцени статью: