Хочешь жить – бросай курить! А производить?

Ежегодно 31 мая в мире проводится Всемирный день без табака. Беларусь ратифицировала рамочную Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака 14 июня 2005 года. Но до сих пор белорусское руководство демонстрирует пример очевидных «двойных стандартов» в вопросах распространении/нераспространения табака. Оно запрещает рекламу табачных изделий, но увеличивает квоты на их производство. До 1 октября текущего года правительство Беларуси предполагает отменить и ограничения на ввоз на территорию страны импортных табачных изделий.

Выступая на прошлой неделе перед белорусскими парламентариями, первый вице-премьер Владимир Семашко вновь подтвердил твердость намерений четко следовать положениям и духу подписанного в апреле текущего года межправительственного российско-белорусского соглашения о мерах по торгово-экономическому сотрудничеству, предполагающему собой отмену различных методов нетарифного регулирования в торговле с Российской Федерацией. Сейчас белорусские власти изыскивают «легальный» способ регулирования импорта сигарет. Таковым, скорее всего, станет введение института специмпортеров, в рамках которого российские компании (на них приходится 98% импорта табачных изделий в Беларусь) получат право ввозить сигареты на основании разрешений Министерства торговли.

Отмена квотирования импорта сигарет наряду с отменой ограничений на поставку в Беларусь пива в последние годы были одним из главных требований российской стороны к Минску. Само квотирование импорта табака, которое всегда рассматривалось Москвой в качестве инструмента ущемления российских производителей на белорусском рынке, было введено в 2002 году в рамках декрета президента, отрегулировавшего алкогольный и табачный рынки страны.

На первых порах Москва не придала этой мере серьезного значения: главным отличием от предыдущих лет стало существенное сокращение числа участников рынка, импортеров, представлявших интересы различных российских табачных фабрик. Их число уменьшилось с более чем 20 фирм до 4-5. Каждая из них стала монопольно представлять интересы того или иного крупного табачного производителя, что в общем-то устроило последних.

Российские производители в целом сохранили и предшествовавшие появлению декрета объемы поставок сигарет в Беларусь – 4-4,5 млрд штук в год. Некоторую напряженность вызвал только передел рынка, который провело Управление делами президента во главе с Галиной Журавковой. Административным путем УДП ввело в число импортеров свою фирму – предприятие «Белая Русь». Сначала «Белая Русь» стала представлять интересы концерна Reemstma (торговые марки West, More), потом крупнейшего мирового производителя сигарет – JtI (Winston, Camel). Прежние поставщики этих марок при распределении квот просто не получили их, и российские производители, чтобы не потерять белорусский рынок, были вынуждены обратиться к Галине Журавковой. Попытки УДП установить контроль над всем импортом сигарет (его совокупный объем оценивался в 100 млн долларов) были пресечены местными лоббистами наиболее крупных белорусских импортеров.

Плавное развитие этого рынка, сопровождавшееся внутренней борьбой между импортерами за больший и лучший кусок общей квоты, закончилось в конце 2004 года. В этом году, как известно, была арестована Галина Журавкова, что привело к нарушению установившегося статус-кво на рынке. У белорусских властей родилась новая идея: до минимума сократить или вообще запретить импорт зарубежных сигарет и тем самым заставить табачных производителей инвестировать в создании и развитие производства табачных изделий на территории Беларуси. Одним из инициаторов нововведений стал совладелец частной табачной фабрики «Табак-Инвест» Павел Топузидис, рассчитывавший увеличить долю продаж на белорусском рынке за счет лицензионных брэндов. Эта идея оказалась на руку и чиновникам, перед которыми стояла задача реанимировать практически обанкротившуюся к тому времени государственную гродненскую табачную фабрику «Неман».

В итоге в 2005 году объемы импорта были сокращены практически в 2,5 раза – с 3,6 млрд штук до 1,5 млрд штук сигарет в год. Импортеров обязали платить дополнительные деньги за саму квоту, были введены новые ограничения на поставку табачных изделий низких ценовых сегментов. Параллельно сначала на «Табак-Инвесте», потом на «Немане» началось производство лицензионных сигарет. «Табак-Инвест» наладил сотрудничество с JTI, получив от него право на выпуск Magana, Monte Carlo, Winston, и с Reemstma (West и More). Компания BAT обосновалась в Гродно, где приступила к производству Alliance и Viceroy. В текущем году ожидается, что совокупный объем лицензионных брэндов, произведенных в Беларуси, составит 4,2 млрд штук при импортной квоте 1,5 млрд штук и общем потреблении около 17 млрд. штук сигарет.

Но, как показала практика, местное производство при столь незначительной импортной квоте не в состоянии обеспечить курящее население Беларуси качественным продуктом. Объем квоты приходится ежегодно в авральном порядке увеличивать, а на имеющемся на белорусских фабриках оборудовании невозможно без дополнительных крупных инвестиций организовать производство продукции из высокого ценового сегмента, спрос на которую все больше растет по мере роста доходов белорусских курильщиков.

Прогнозируемая отмена квотирования на импорт, возможно, предотвратит возникновение сбоев в обеспечении населения табаком. Скорее всего, объемы импорта после этого вырастут. Но развитие производства качественных сигарет на собственных фабриках в любом случае должно и будет поддерживаться государством. Для обеспечения компромиссного варианта белорусскому руководству теперь нужно найти чисто рыночные механизмы, которые побудили бы инвесторов по-прежнему вкладывать деньги в белорусские фабрики. Удастся ли это, покажет время. Пока этих механизмом не видно, они как в дыму.

Беларусь без табака

Ежегодно 31 мая в мире проводится Всемирный день без табака. В 2007 году темой Всемирного дня без табака стали опасности, связанные с пассивным курением, и право каждого человека жить в среде, свободной от табачного дыма.

В мае 2003 года была принята Рамочная Конвенция ВОЗ по борьбе против табака. Она содержит достаточно жесткие и конкретные требования, связанные с маркировкой сигаретных пачек, предотвращением незаконной торговли табачными изделиями, рассматривает некоторые вопросы производства табачных изделий, а также предлагает полный запрет на рекламу табака, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий.

Беларусь ратифицировала Конвенцию 14 июня 2005 года, и с тех пор борцы с курением в нашей стране противостоят промышленно-торговому лобби, которое пытается нарастить производство и продажу табачных изделий.

По многим пунктам нам еще далеко до выполнения положений Конвенции. Например, подписанты берут на себя обязательство в течение трех лет обеспечить маркировку табачных изделий, исключающих косвенное стимулирование продажи табачных изделий, вводя в заблуждение покупателей об истинном вреде курения путем использования таких понятий, как «легкие», «очень легкие», «с низким содержанием смол», «мягкие».

На сегодняшний день любой белорусский производитель либо поставщик сигарет в Беларусь считает своим долгом представить всю линейку одной сигаретной марки – с обязательным наличием в ассортименте «легких» и «суперлегких сигарет». И даже не видно особой дискуссии на законодательном уровне по поводу отмены таких надписей, хотя в 2008 году минуют три года с момента подписания Беларусью Конвенции.

Что касается мер по предотвращению незаконной торговли табачными изделиями, то согласно конвенции, подписавшаяся сторона может требовать, чтобы на каждой пачке содержалась информация о конечном пункте назначения товара. Например, чтобы была такая надпись: «продажа разрешается только в Беларуси». Наша «сторона» пока этого ни от кого не требует, соответственно, такой надписи практически нигде у нас и не увидишь. И непонятно, куришь ли ты сигареты легально ввезенные из Украины или России, или те, которые предназначались для продажи в этих странах, но никак не в Беларуси.

Между тем, серьезная победа в этом году достигнута в вопросах рекламы. В соответствии с новым Законом о рекламе, который вступит в действие в ноябре текущего года, с 1 января 2008 года в Беларуси полностью запрещена реклама табачных изделий. Такой запрет является одним из ключевых пунктов Конвенции, но надо сказать, что законодателям пришлось побороться за включения его в закон.

Еще в октябре прошлого года, когда Закон о рекламе обсуждался в палате представителей Национального собрания, замминистра торговли Беларуси Михаил Свентицкий высказывался за отсрочку введения полного запрета на рекламу табака, мотивируя это необходимостью поддержки производителей.

-- Прежде всего, это коснется Гродненской табачной фабрики, которая недавно получила государственную поддержку на модернизацию производства и только начинает выходить из того плачевного состояния, в котором она находилась

2-3 года назад, -- убеждал замминистра, но так и не убедил.

Между тем, одна из статей Конвенции говорит о том, что подписанты должны способствовать поиску и реализации жизнеспособных экономических альтернативных инициатив в интересах лиц, занимающихся производством и выращиванием табака, а в некоторых случаях – и индивидуальных продавцов. Но как мы видим, в нашей стране пока государство действует наоборот. Оно оказывает господдержку, в том числе и кредитную, государственным предприятиям – производителям табачных изделий, всячески стимулируя рост производства таких изделий путем доведения до них прогнозных показателей.

Принимая решение о запрете рекламы табачных изделий (правда, только с будущего года), государство само оказывает информационную поддержку производителей. Так, например, 30 мая как раз накануне всемирного дня борьбы с курением государственное информагентство БЕЛТА сообщило, что ГТФ "Неман" освоила выпуск сигарет "Гродно люкс" американского типа. Не без гордости за отечественного производителя рассказывается и о том, что «новая продукция производится из высококачественной западноевропейской соусированной и ароматизированной табачной смеси», «сигареты "Гродно люкс" уже поступили в продажу», «всего их выпущено 63 млн. штук».

А в самом названии, где используется слово «люкс», разве не содержится запрещенное конвенцией ВОЗ косвенное стимулирование покупки сигарет с ложными намеками на то, что этот продукт очень хороший? И должно ли радовать государство, которое подписалось под Конвенцией по борьбе против табака, что предприятие увеличило выпуск сигарет в первом квартале более чем на 30%?

При этом заодно сообщается, что сняты с производства сигареты "Гродно", которые изготавливались из табака, выращенного в странах СНГ, не соответствующего мировым стандартам.

Хоть это радует. Так как порой кажется, что отечественный производитель действует как раз в рамках антитабачной компании, выпуская сигареты весьма сомнительного качества. Однако именно низкокачественные, а значит, и более дешевые сигареты покупает в основном молодежь.

Так по данным, главного врача Минского городского центра здоровья Ивана Тарашкевича, 43% белорусских курильщиков – это молодые люди в возрасте 16-29 лет. Самые высокие показатели распространенности курения наблюдаются среди временно неработающих (57,8%), рабочих промышленности, транспорта, строительства, предпринимателей (51,1%) и среди работников сельского хозяйства (37,2%)

При этом доля курящих значительно выше среди белорусов, имеющих общее среднее (43,7%) и среднее специальное образование (34,4%)..

Меньше всего курильщиков в рядах домохозяек (12,7%) и неработающих пенсионеров (12,4%). Активно бросают курить военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов (12,4%), а также руководители низшего (23,3%) и высшего (21,8%) звена.

Всего в 2006 году в Беларуси число курящих женщин и мужчин по сравнению с 2004 годом уменьшилось на 14%, однако в Минске эта цифра возросла, подчеркнул Иван Тарашкевич. При этом он отметил, что расходы на сигареты занимают в семейном бюджете немалую долю. В 2005 году на приобретение табака жители столицы потратили 96,1 млрд. рублей – больше чем на рыбу и морепродукты - 79,9 млрд. рублей или на овощи и фрукты - 78,9 млрд. рублей.

Главный государственный санитарный врач Беларуси Михаил Римжа на пресс-конференции, посвященной акции "Беларусь против табака" под лозунгом "Хочешь жить - бросай курить!", отметил, что сегодня все усилия государства должны быть направлены на формирование моды - жить без сигареты.

Добиваться этого планируют явно малобюджетными способами: круглые столы и пресс-конференции по вопросам профилактики табакокурения, кино- и видеолектории, праздники и ярмарки здоровья, тематические вечера.

Между тем, на Западе уже создана мощная рекламная индустрия, направленная на изготовление и распространение социальной рекламы против курения. Кстати, Европейское региональное бюро ВОЗ составило уникальную подборку видеороликов с самыми свежими примерами социальной рекламы, противодействующей табакокурению, которая была показана в странах Европейского региона. Ее можно посмотреть на сайте. Антитабачные ролики побеждают на престижных фестивалях и получают награды. Это стало для рекламного рынка той самой экономической альтернативой, к поиску которой призывает конвенция ВОЗ

Но в Беларуси с альтернативами сложно. Михаил Римжа также сообщил, что в нашей стране разработаны препараты, замещающие никотин, однако «вопрос о начале производства находится не в компетенции Министерства здравоохранения».

Вероятно, этот вопрос находится в компетенции тех, кто пишет программы по развитию табачной отрасли и повышает квоты на производство табачных изделий. В декабре 2006 года постановлением Совмина №1639 была установлена квота на производство табачных изделий в Беларуси в 2007 году в объеме 15,45 млрд. шт, но уже 17 марта этого года квота была увеличена до 17,6 млрд. штук.

Вот такая она, Беларусь без табака.

  • Оцени статью: