Что может учитель, если дать ему свободу

Первая белорусская (не)конференция EdCamp собрала 80 педагогов со всей страны.

14 октября в Минске прошел необычный форум для школьных учителей. В отличие от традиционных конференций, где программу составляют организаторы, Эдкэмп (от английского EdCamp) позволяет самим участникам предлагать и выбирать темы в режиме реального времени. Такой формат взаимодействия педагогов с целью их профессионального развития появился в 2010 году и распространился в нескольких десятках стран мира.

Первый белорусский Эдкэмп собрал почти 80 белорусских педагогов из Пинска, Бешенковичей, Могилева, Слонима, Витебска и многих других городов. Около года мероприятие готовили Минский хаб Global Shapers и Таварыства беларускай школы (ТБШ) с поддержкой конкурса социальных проектов Social Weekend и мецената Юрия Мельничека.

Конференции в формате ЭдКэмп дают ощущение свободы педагогам и помогают им готовить детей к современным требованиям работодателей, считает заместитель директора по учебной работе школы №31 города Витебска Елена Качанова.

— Приятно видеть, сколько здесь собралось мотивированных учителей, которые живут своей профессией и готовят настоящих граждан. Ведь если педагог придет и сухо изложит урок, то ученик соберет вещи и уедет туда, где делают это более эмоционально, — говорит Елена Качанова. — Такие встречи дают педагогам ощущение свободы и понимание, что они могут что-то изменить сами (а не просто находиться в рамках строгой программы) и лучше подготовить детей к требованиям времени и запросам работодателей.

Именно этому была посвящена вступительная дискуссия Эдкэмпа, в которой приняли участие руководитель отдела маркетинга Rabota.tut.by Елена Проскурина, директор Агентства по развитию персонала «Свободный выбор» Ксения Борейша и HR менеджер по персоналу IT-компании Besk Каролина Кульбако.

По словам Тамары Мацкевич, заместительницы главы ТБШ, формат Эдкэмпа необычен для участников, а в некоторой степени и для организаторов мероприятия.

— Но мы видим, что учителя хорошо его приняли и начали с удовольствием пользоваться его возможностями. Это пример того, как мероприятия можно делать иначе, и он показывает, какой большой потенциал и энергетика раскрываются, когда каждый участник может заявиться со своей идеей и определить программу мероприятия, — считает Тамара Мацкевич.

Участники (не)конференции предложили почти 20 своих тем. А затем проголосовали за самые востребованные из них. Самой популярной оказалась тема Вероники Бебех, учительницы английского языка из СШ № 4 г. Солигорска «Использование мобильных телефонов на занятиях». Зарубежные педагоги из Чехии и Украины также приняли участие в Эдкэмпе. Иржи Трунда, директор одной из общеобразовательных школ Чехии и одновременно сотрудник Педагогического факультета Карлова университета в Праге поделился с белорусскими участниками методами оценки прогресса реформ в образовательной сфере на примере Чехии и рассказал, какой систему образования хотят видеть в Чехии через 10 лет.

Среди важнейших достижений чешской образовательной реформы, Иржи Трунда выделяет децентрализацию.

— У наших школ есть большая степень свободы: мы можем составлять свои образовательные планы и программы, они не спускаются сверху правительством. Более того, школы не просто могут, но и должны это делать, — подчеркивает эксперт. — Все учителя участвуют в процессе обсуждения, как организовать учебный процесс и взаимодействие с учениками. Конечно, есть некоторые общие рамки, но допускается большая степень свободы. У нас есть выбор из различных учебников по каждому предмету любого года обучения. Школа может издать и собственный учебник.

Издание собственных учебников, конечно, упирается в вопрос денег. Но чешские школы пользуются денежными средствами из местных бюджетов, а также зарабатывают их, например, сдают в аренду классы или спортивные залы.

Евгений Пугач из сообщества Global Shapers Minsk Hub, которое привлекло инициативу Эдкэмп в Беларусь, намерен развивать новый формат.

—Увидев интерес и активность учителей, я убедился, что такой формат востребован. Его стоит и далее развиваться в Беларуси. Мы рассчитываем, что уже в начале следующего года сможем организовать еще более масштабный, массовый и продолжительный (двухдневный) Эдкэмп.

В планах организаторов — вывезти Эдкэмп в регионы страны и провести ряд мини-эдкэмпов в белорусских школах.

Фото: Наталья Харитончик, Людмила Батуро

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 16
  • "ПРОТИВ" : 0