Как города в Германии зарабатывают на культуре и креативности

Почему без развития концепции обучающегося города не бывает креативной экономики, рассказали немецкие эксперты.

Успешным становится тот город, который эффективно распределяет все свои ресурсы: экономические, социальные, природные, считает Сунг Ли, менеджер проектов Института ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни (Гамбург, Германия).

Начинать решение стоящих перед городами задач нужно с людей, которым предстоит отвечать на новые вызовы.

— Если каждый житель будет иметь доступ к качественному образованию и учиться на любом этапе своей жизни, это расширит полномочия, права, возможности и ответственность всех членов общества, — подчеркнул Сунг Ли в своем выступлении на конференции «Обучающийся город для креативной экономики».

Интерес к концепции «обучающегося города» растет во всем мире. Около 200 городов из разных стран уже входят в Глобальную сеть обучающихся городов ЮНЕСКО.

В Европе есть несколько значимых сетей обучающихся городов и регионов: в Австрии, Италии, Германии. За пределами Европы обучающийся город уже давно стал центральной темой образовательной политики и практики. В первую очередь, в Азии, где лидерами в этом направлении считаются Корея и Китай.

В Германии креативные индустрии уже много лет являются полноправным сектором экономики. В этой отрасли, которая успешно интегрирована в городское пространство, работает уже более 1,6 млн человек. В стране насчитывается около 250 тысяч креативных предприятий.

По данным Федерального министерства экономики и энергетики, в период с 2010 по 2015 годы среднегодовой темп роста культурного и творческого сектора экономики составил 1,8%.

В 2015 году оборот компаний, работающих в культурной и креативной индустрии, достиг в Германии 150,4 млрд евро.

Образование и креативность – будущее городов

В немецком Регенсбурге живет 162 тысячи человек. В городе 140 тысяч рабочих мест. Важным источником доходов является туризм — ежегодно в Регенсбург приезжает около 1 миллиона туристов. Но общий объем инвестиций, который достигает 160 миллионов евро, формируется, в том числе благодаря развитию креативных индустрий.

Город привлекает творческих людей большим количеством возможностей. Местные власти целенаправленно работают на развитие креативной экономики и создание условий для творческих компаний. Здесь открыли культурный центр для поддержки развития креативной экономики. А в городской администрации даже появилась специальная должность на базе бессрочного контракта — менеджер кластера «Культурная и креативная экономика».

— Основой креативной экономики выступают компании, которые работают в интересах получения прибыли с целью создания разработки, производства и дистрибуции культурных и креативных продуктов, — поясняет менеджер кластера «Культурная и креативная экономика» Администрации города Регенсбург Себастиан Кнопп. — В Германии креативная экономика охватывает 12 подсекторов: культура, литература, танцы, театр, музыка, дизайн, архитектура, вещание, пресса, реклама, программное обеспечение и игры. Основой этой экономической сферы становятся креативные люди, генерирующие идеи и инновации.

В 2012 году доля креативных компаний в общей экономике города составляла 11,1%. В то время как в среднем по ФРГ в 2013 году этот показатель достигал 2,3%.

Экономика Регенсбурга — одна из наиболее быстро развивающихся в Германии.

Чтобы эффективно сконцентрировать экономические интересы в будущем, представители бизнеса и власти решили поддерживать устойчивое сотрудничество с другими секторами экономики в городе и регионе. Именно кластеры, куда входят группы компаний, представители науки, городской или региональной администрации, которым оказывают консультации по маркетингу или получению проектного финансирования от Евросоюза координирущие структуры, помогают справляться с этими задачами.

− Каждая компания в Регенсбурге пользуется услугами креативной экономики и благодаря ей более успешно развивается. При этом больше всего зарабатывают пресса, дизайнеры и создатели программного обеспечения. И мы делаем акцент на их развитии, − говорит Себастиан Кнопп.

Городские власти стараются привлечь молодых людей и студентов в сферу креативных и социальных инноваций и hi-tech. При этом существующая поддержка креативных людей стимулирует самозанятость, а большая часть местных компаний состоит из одного человека.

В кластере «Культурная и креативная экономика» Регенсбурга определяющим фактором успеха выступает не только генерация идей и творческих продуктов, но и образовательная и коммуникационная стороны, без которых часто творческие люди не могут найти применение своим идеям и разработкам.

— Моя задача как управляющего кластером заниматься налаживанием контактов. Мы также помогаем представителям креативных индустрий интерпретировать различные подходы, находить общий язык со специалистами разных сфер, понимать основы ведения бизнеса, − рассказывает менеджер кластера.

Межсекторальные события и мероприятия с участием торговых и промышленных компаний повышают возможности творческих компаний и отдельных людей реализовать свой потенциал.

Экономическое и юридическое образование или консультации такого рода повышают конкурентоспособность представителей креативных индустрий. И тот факт, что местные власти уделяют большое внимание предоставлению возможностей для роста креативной экономики и образованию людей, в ней работающих, повышает доверие к городу самих компаний, инвесторов и успешных работников. Все это в конечном счете положительно сказывается на развитии города.

Обучение для всех помогает восстановить и развивать город

В начале 2017 года среди победителей премии «Обучающийся город» за 2017 год был Гельзенкирхен. Это немецкий мультикультурный город с численностью населения 260 тысяч человек.

Руководитель программ в области среднего школьного образования и ликвидации неграмотности Народного университета города Гельзенкирхен Елена Альбертовская вспоминает, что в начале 1990-х годов городу пришлось пережить нелегкие времена, потому что угольная и сталелитейная промышленности пришли в упадок. Как следствие выросла безработица и обеднело население.

− Администрации города пришлось разработать ряд мероприятий для того, чтобы повысить уровень жизни горожан. Тогда и созрела идея стать обучающимся городом. На тот момент город Гельзенкирхен еще не знал о существовании концепции «обучающийся город» ЮНЕСКО, − рассказывает Елена Альбертовская.

В 1998 году местные власти создали отдел, который начал активно развивать идеи устойчивого развития. На передний план вышло образование, которое, по задумке руководства, стало бы ключом к городу будущего.

Свое будущее город видит в развитии таких основных принципов, как улучшение сотрудничества учреждений школьного и внешкольного образования, создание неформальных мест обучения, привитие культуры обучения на протяжении всей жизни.

В Гельзенкирхене создали сеть организаций неформального образования. К ним относится, например, Высшая народная школа, которая предлагает немало образовательных курсов для взрослых, сотрудничает со школами и другими организациями.

− Мы пытаемся внедрить разные инновационные идеи. Регулярно обсуждаем, какие курсы и семинары наиболее актуальны, − говорит эксперт.

С 1997 года Гельзенкирхен стремится обеспечить жителям доступ к образованию и идее устойчивости. Над этим работают городская администрация, общество, организации и ассоциации. Образование стало для города стратегией социального развития и рассматривается как ключ к устойчивому развитию.

В 2016 году Гельзенкирхен присоединился к Глобальной сети обучающихся городов ЮНЕСКО. И спустя год получил премию, символизирующую мировое признание достижений в области обучения для устойчивого развития.

Конференция «Обучающийся город для креативной экономики» прошла в рамках Недель устойчивого развития, организованных Программой поддержки Беларуси Федерального правительства Германии в сотрудничестве с государственными, международными и общественными организациями.

Следить за новостями мероприятий можно на странице Недель УР.

 

  • Оцени статью: