Обучающийся город: зачем белорусам учиться всю жизнь

Витебск и Гомель могут вступить в Глобальную сеть обучающихся городов ЮНЕСКО.

Глобальная сеть уже объединяет 200 городов во всем мире. Они обмениваются знаниями, делятся идеями и перенимают друг у друга опыт развития доступного качественного образования для людей всех возрастов.

Перспективы белорусских городов стать частью Глобальной сети, а также роль образования в формировании креативной экономики регионов обсудили на международной конференции «Обучающийся город для креативной экономики», которая прошла в Институте менеджмента и бизнес-технологий БГУ в рамках Недель устойчивого развития.

В конференции приняли участие представители профильных министерств, органов власти Витебска и Гомеля, бизнеса, государственных и коммерческих учреждений образования, международных агентств и общественных организаций.

Эксперт: Чтобы город развивался, его жителям нужно постоянно получать новые знания

По определению ЮНЕСКО, обучающийся город способствует обучению на протяжении всей жизни для всех. В таком городе эффективно мобилизуются ресурсы для содействия инклюзивному обучению, возрождаются традиции обучения в семьях и общинах, оказывается содействие обучению на рабочем месте, расширяется использование современных образовательных технологий, повышается качество обучения.

Витебск и Гомель стали пилотными городами программы «Обучающийся город для креативной экономики», которую реализует Представительство Немецкой ассоциации народных университетов в Беларуси в сотрудничестве с Ассоциацией дополнительного образования и просвещения, Ассоциацией бизнес-образования и Просветительским учреждением «Социальные интервенции».

Депутат Палаты представителей Национального собрания Татьяна Старинская об обучающихся городах знает не понаслышке: в 2012-2013 годах она была региональным координатором проекта «Обучающийся регион: образование для всех поколений», который реализовывался в Витебске. Одно из достижений проекта — создание сети партнерских организаций, работающих на развитие дополнительного образования взрослых и обучения на протяжении всей жизни.

— Проект объединил представителей государственных органов, университетов, общественных организаций и бизнеса, которые заинтересованы в том, чтобы Витебск соответствовал статусу «обучающегося города», — поясняет Татьяна Старинская.

По словам депутата, чтобы город развивался, его жителям предстоит регулярно осваивать новые профессии, получать новые знания и компетенции. В то же время классические вузы многих взрослых людей не привлекают, потому что, с их точки зрения, тратить пять лет на образование неэффективно.

− Сейчас в Витебске все больше организаций проводят различные курсы и семинары. Перестраиваются и университеты, которые начали организовывать краткосрочные курсы, — говорит Татьяна Старинская.

Интерес к дополнительному образованию подтверждает и опыт Народного социального университета, открывшегося в Витебске в 2015 году на базе Территориального центра социального обслуживания населения Первомайского района.

Почему «обучающийся город» — это важно?

Обучающиеся города объединяют экономический аспект (создание инфраструктуры и возможностей для обучения, способных привлечь инвестиции) и социальный аспект (создание сетей для обучения, улучшающих и развивающих сплоченность и интеграцию). Оба эти подхода создают возможности как для карьерного роста по выбранной специальности, так и для перемены сектора занятости, подчеркнул, выступая на конференции, Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Республике Беларусь Петер Деттмар.

Жители городов ощущают, что наиболее востребованные и прибыльные профессии требуют от специалистов знания современных технологий, творческого подхода, креативного мышления, гибкости и постоянного самосовершенствования.

«Обучающийся город» выводит образование за рамки традиционных образовательных институтов, он создает культурную активную среду посредством предоставления и продвижения возможностей для обучения, которые могут развить потенциал всех его жителей, отмечали эксперты на конференции.

Когда город предоставляет возможности для обучения всех групп населения, он позволяет им не потеряться на рынке труда и стимулирует самозанятость. Все это делает сам город более конкурентоспособным.

А если город становится участником различных международных процессов, например, Глобальной сети обучающихся городов, его начинают узнавать за пределами страны, считает глава Представительства Немецкой ассоциации народных университетов в Беларуси Галина Веремейчик.

По ее мнению, если местная администрация будет опираться на те инициативные группы, которые работают над включением города в международную сеть, то будет потрачено гораздо меньше средств на разработку имиджа города.

— Заинтересованные группы горожан сами создают позитивный имидж города с меньшими вложениями, — уверена эксперт.

Программа «Обучающийся город для креативной экономики» направлена на содействие реализации областных стратегий устойчивого развития на 2016-2025 годы посредством развития межсекторного сотрудничества, а также продвижения идей креативной экономики и концепции «обучающийся город» среди представителей местной власти, учреждений образования, бизнеса и гражданского общества.

На городах лежит ответственность за окружающую среду

Посол Германии Петер Деттмар отмечает, что сегодня в городах остро стоит вопрос конкуренции за пространство – речь идет об общем благосостоянии, о том, чтобы вернуть город всем. Например, Мюнхен инвестирует много средств и сил в развитие креативного жилья.

В ближайшие годы города станут главными центрами пожизненного обучения, что будет важным элементом их развития.

— По данным ЮНЕСКО, до 2030 года доля городского населения в мире вырастет более чем до 60%. Городам придется решать проблемы социальной инклюзии, осваивать новые технологии, строить экономику, основанную на знаниях, обращать внимание на культурное многообразие и устойчивую экологию, — говорит Петер Деттмар.

Как отмечает Научная комиссия Федерального правительства Германии по глобальным изменениям окружающей среды в экспертном заключении об урбанизации: если удастся сделать экологически чистыми города, то вырастут шансы достичь целей по климату и удержать уровень глобального потепления значительно ниже 2 градусов по сравнению с началом индустриализации.

Конференция «Обучающийся город для креативной экономики» прошла в рамках Недель устойчивого развития, организованных Программой поддержки Беларуси Федерального правительства Германии в сотрудничестве с государственными, международными и общественными организациями.

Следить за новостями мероприятий можно на странице Недель УР.

  • Оцени статью: