Почему креативным людям в Беларуси приходится становиться ремесленниками

В XXI веке креативная экономика будет формировать занятость и станет локомотивом развития стран, прогнозируют экономисты. Успевает ли за этими трендами Беларусь?

По данным глобальной карты «Времена культуры», в Евросоюзе уже около 7,7 миллионов человек заняты в креативной экономике (26% от общей занятости). В Беларуси же — около 0,02% от всех занятых в экономике.

— По различным оценкам, в креативной экономике Беларуси занято порядка 80 тысяч человек. В основном это программисты, исследователи, работники инновационного сектора, — сообщил начальник отдела дополнительного образования взрослых Главного управления профессионального образования Министерства образования Денис Конопацкий во время выступления на международной конференции «Обучающийся город для креативной экономики», которая прошла в Беларуси в рамках Недель устойчивого развития.

По оценкам экспертов, чтобы экономика страны в полной мере получала отдачу от человеческого потенциала, в креативных индустриях должно трудиться не менее 10% работников.

Как вырастить креативный класс?

С переходом от массовой промышленности к экономике знаний от работников требуются прежде всего творческое мышление, способность нешаблонно решать задачи и желание постоянно развиваться.

Большой вклад в экономику будет вносить так называемый креативный или творческий класс, считают эксперты. Для его формирования важную роль играет дополнительное образование для взрослых.

По информации Министерства образования, услуги по дополнительному образованию в Беларуси предоставляют около 400 учреждений, где ежегодно обучается до 400 тысяч человек.

Достаточно ли этого для того, чтобы каждый взрослый мог улучшить свои компетенции или пройти обучающий курс по любой профессии, учитывая, что около 40% населения страны заняты в реальном секторе экономики?

В рамках сложившихся традиций Беларусь много внимания уделяет реальному сектору экономики, но не до конца использует человеческий потенциал, считает глава Представительства Немецкой ассоциации народных университетов в Беларуси Галина Веремейчик.

По ее словам, Беларусь гордится высоким образованием своих сограждан. Как показывают опросы, большой процент молодежи готов начать свой бизнес.

− Но мы пока не научились извлекать достаточную выгоду из этих ресурсов, − говорит Галина Веремейчик.

Она подчеркивает: время, когда люди получали образование только в стенах учебных учреждений, закончилось. Сейчас необходимо уметь учиться в самых разных пространствах и ситуациях: на рабочем месте, во время волонтерства и досуга.

− Когда все виды человеческой деятельности организованы так, что мы не просто получаем удовольствие или выполняем свои обязанности, но и чему-то учимся, мы становимся более конкурентоспособными как личности, − отмечает Галина Веремейчик.

Если жители какого-то города в массе своей становятся более конкурентоспособными, то он получает преимущества на региональном либо глобальном рынке.

Эксперты убеждены, что в организации традиционного образования и обучения на протяжении жизни важно уделять внимание культурным и креативным специальностям и внедрять инновационные подходы в традиционное образование.

Как развиваются культурные индустрии в белорусских городах

Два года в Беларуси реализуется программа «Культура и Креативность». Она направлена на знакомство белорусов с потенциалом креативных индустрий, а также на усиление навыков и знаний людей, уже работающих в этой сфере. Эксперты обращают внимание на то, что культура – это не только искусство, театр, кино, но и целая индустрия.

Как отмечает национальный координатор Программы ЕС-Восточного партнерства «Культура и Креативность» в Беларуси Алина Деревянко, Европа осознала, что культура становится локомотивом экономики

− В развитых странах креативная индустрия – самый крупный работодатель для молодых людей. На примере многих западных городов мы видим: местные власти понимают, что им нужны площадки, хабы, где бы собирались культурные и креативные лидеры, − говорит Алина Деревянко.

Европейские эксперты подчеркивают, что в Беларуси много людей, которые создают креативные продукты в дизайне, моде, сувенирных изделиях, музыке и IT-сфере.

− Но пока они ориентируются на локальный рынок, про них мало знают, например, в Европе, − комментирует Алина Деревянко. – У белорусских игроков креативного сектора мало возможностей представлять свои товары и проекты на площадках других стран.

Что мешает культуре стать во главе экономики

Среди внутренних проблем, тормозящих развитие креативной экономики, одно из первых мест занимает отсутствие в белорусском законодательстве самого понятия. Часто креативность приравнивают к творчеству. Людям приходится оформлять статус ремесленника, индивидуального предпринимателя.

− Благо в Беларуси есть форма ремесленнической деятельности для людей, которые занимаются дизайном. Но в принципе занятым в креативной экономике сложно лоббировать свои права, − считает координатор программы «Культура и Креативность».

Креативные индустрии в нашей стране развиваются в отрыве от экономической политики, поэтому не имеют господдержки.

Алина Деревянко считает, что в белорусском законодательстве целесообразно ввести понятие «креативное предпринимательство».

— Чтобы у этих людей был доступ к займам, ресурсам для старта своего бизнеса. Сейчас им сложно развиваться из-за того, что не созданы условия, − отмечает национальный координатор Программы ЕС-Восточного партнерства.

Вообще, по мнению экспертов, если бы в Беларуси на законодательном уровне появились возможности, которые бы способствовали развитию креативного предпринимательства, это направление получило бы стимул для развития и приносило больший вклад в экономику.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 11
  • Балл: 4.4