«Серебряная экономика»: пожилые потребители формируют рынок

Под их запросы подстраиваются производители товаров и услуг, их пожелания учитывают известные бренды.

Новую экономическую тенденцию анализируют Швейцарский Красный Крест в Беларуси и кандидат экономических наук Людмила Истомина – бизнес-консультант и, как она себя называет, «адвокат пожилых».

— О старении населения принято говорить как о риске для экономики, о дополнительной нагрузке на нее. Может ли этот демографический процесс быть выгодным и способствовать экономическому росту?

— Старение населения – не проблема, а новый ресурс экономического роста за счет расширения рынка труда, потребления и производства. «Серебряная экономика» создаст миллионы дополнительных рабочих мест и увеличит ВВП на 2–2,5%, подсчитали компания Accenture и Oxford Economics.

В 2015 году на планете жили 901 миллионов человек старше 60 лет. По прогнозу ООН, к 2030 году их будет 1,4 миллиарда, к 2050 — более двух миллиардов. При этом, по данным Всемирной организации здравоохранения, число пожилых людей, не способных более заботиться о себе, к 2050 году возрастет в четыре раза.

Людмила Истомина. Фото: Будзьма беларусамі!

На фоне этих устрашающих цифр, предрекающих стремительный рост экономической нагрузки на молодое поколение и угрозу подрыва социальной политики государства, возникла «серебряная экономика». Она признает, что старение населения — очевидный демографический тренд, но рассматривает его как возможность для инвестиций и экономического роста.

Какие выгоды получает общество от того, что стареет

— Понятие «серебряная экономика» к нам только еще приходит. Давайте определимся с этим термином.

— «Серебряную экономику» можно определить как экономические возможности, связанные с общественными и потребительскими расходами, обусловленные старением населения и конкретными потребностями людей старше 50 лет.

Необходимо учитывать, что стареющее население неоднородно, с различными моделями поведения в пожилом возрасте и в старости (ВОЗ отсчитывает пожилой возраст после 60 лет, старость — после 75 лет). Потребности у людей старшего возраста тоже разные и растущие.

По сумме ежегодных финансовых трат американские бэби-бумеры, которым сегодня 60-70 лет, превзошли в тратах все остальные поколения своих сограждан на 400 миллиардов долларов в год. 70 % от суммы совокупного чистого дохода американцев приходится на представителей поколения 60+. Прогнозируется, что к 2020 году пожилое поколение будет тратить более 15 триллионов долларов США по всему миру.

Не отстает и Китай. В 2014 году производство товаров и услуг для пожилых людей принесло Китаю 652 миллиардов долларов, или 8 % ВВП. К 2050 году, согласно прогнозу Национального комитета по проблемам старения, так называемый рынок «серебряных волос» составит треть всей китайской экономики.

Крупный бизнес внезапно сообразил, что к 2050 году полмиллиарда граждан Китая достигнут 60-летнего возраста. Десятки компаний начали пересматривать производство, ориентируясь на пожилых потребителей. Сейчас в Китае открываются агентства с квалифицированными сиделками, домработницами и медсестрами, заводы выпускают новые модели кресел-каталок, автогиганты разрабатывают легкие в управлении автомобили для старшего возраста. Популярная ныне профессия в КНР – «пенсионный» финансовый консультант, объясняющий пожилым людям, как правильно вложить свои сбережения.

Примерами секторов, которые, как ожидается, выиграют от «серебряной экономики», являются здравоохранение (включая медицинские устройства, фармацевтические препараты, телемедицину), оздоровительные услуги и косметология, безопасность, культура, образование, развлечения, мода, туризм, умные дома, поддерживающие независимую жизнь, сервисная робототехника, личный и автономный транспорт, банки и соответствующие финансовые услуги.

— Началось ли развитие «серебряной экономики» в Беларуси?

— Главное препятствие продвижения концепции «серебряной экономики» в Беларуси лежит, скорее, в психологической плоскости. В нашем обществе не принято говорить о проблемах и потребностях старения, что приводит к тому, что люди почтенного возраста нередко чувствуют себя неполноценными. Необходимо отбросить «страусиную политику» при обсуждении старости, она никого не минует и ее бесполезно прятать. Вот когда мы научимся видеть старость, тогда и начнем развивать рынок.

Продолжительность жизни увеличилась, теперь пора повысить ее качество! Старшее поколение — крупная категория клиентов практически любого бизнеса, от торговых сетей до частной медицины. Сегодня некоторые торговые сети, турагентства, парикмахерские дают скидки по пенсионному удостоверению. Фитнес-клубы начали вводить специальные программы для пожилых людей.

Но что у нас есть из товаров для пенсионеров? Убогие телефоны с большими кнопками, таблетницы, ходунки и тонометры. Да и то, многое из этого сделано где-нибудь в Китае.

Пока наш бизнес близоруко считает, что седовласым согражданам вовсе не хочется съездить в туристическое путешествие, заглянуть в ориентированное на них кафе, сесть в удобный для возраста автомобиль.

На деле создать бизнес для старшего поколения очень просто: надо сделать его для себя, но с поправкой на возрастные ограничения и потребности.

— Какие направления «серебряной экономики», на Ваш взгляд, будут развиваться в нашей стране?

— На «серебряном» рынке сейчас полно свободных ниш, и даже существующие услуги для старшего поколения в большом дефиците.

В старшем возрасте нужны уход и присмотр на дому, реабилитация, бытовые услуги и средства, облегчающие коммуникацию; комфортные дома для престарелых и сопровождаемое проживание в них; страховые услуги; дружественная городская среда и многое другое.

Нужны и новые технологии. Большой потенциал у технологий виртуальной реальности — они помогут разнообразить жизнь пожилых людей, которые ограничены в передвижении.

Ожидается, что с развитием телемедицины станут популярны гаджеты для дистанционного мониторинга здоровья. Логично предположить, что пенсионеры составят значительную часть аудитории будущих телемедицинских сервисов.

Еще один популярный сегмент гаджетов для пожилых — портативные устройства с геолокацией и тревожной кнопкой для быстрого вызова скорой помощи. Сейчас в регионах России «Кнопка жизни» развивается по франшизе: местные предприниматели открывают круглосуточные центры помощи для обслуживания пожилых абонентов. В ближайшей перспективе услуга будет расширена и по «кнопке» можно будет вызвать не только скорую, но и сантехника, записаться к врачу, заказать на дом продукты, социальное такси, подобрать сиделку, варианты досуга, получить психологическую помощь.

Сегодня в третий возраст входит поколение, которое успело реализовать себя вне советской модели экономики. Его представители больше не готовы сидеть дома, отгородившись от мира родными стенами, и вспоминать минувшее. Многие из них продолжают работать и долго остаются финансово независимыми, они ориентированы на услуги высокого качества и хотят сохранить привычный уровень потребления. Соответственно, они будут требовать более высокого качества жизни в старшем возрасте и будут готовы платить за него. Это тоже создает новые возможности для бизнеса.

— По статистике 2016 года, каждый четвертый белорусский пенсионер работает – и эта цифра постепенно растет, начиная с 2011-го. Можем ли мы считать это положительной тенденцией с точки зрения экономики?

— Пожилые люди стали работать дольше во всех странах. Этому способствует совершенствование медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни, повышение пенсионного возраста и улучшение состояния здоровья.

Например, с 2000 года уровень занятости для 60–64-летних увеличился более чем в три раза в Болгарии и Венгрии и более чем в два раза — в Латвии, Чехии, Финляндии, Франции, Германии. В 2015–2016 годах, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), этот показатель для граждан 55–64 лет был наиболее высок в Исландии (84,7 %), Новой Зеландии (76,1 %), Швеции (74,5 %), Швейцарии (72,8 %), Норвегии (72,6 %).

В возрастной группе 65+ в 2015 году было занято в Исландии – 39,1 % человек, Грузии – 43,3 %, Корее – 31,5 %, Японии – 22,7 %, Израиле – 19,2 %.

Если в среднем в Беларуси продолжает работать каждый четвертый пенсионер (около 627 тысяч), то в Минске – практически каждый третий (более 170 тысяч). При этом женщин среди работающих пенсионеров вдвое больше, чем мужчин.

В последние десятилетия в странах Евросоюза применяется Концепция активного старения Всемирной организации здравоохранения. Во главу угла ставится качество жизни пожилого человека, которое определяется тремя группами факторов: здоровье, участие в жизни общества и безопасность. Трудовая деятельность рассматривается как одна из форм социальной активности.

Во многих развитых странах разрабатываются и реализуются меры, позволяющие пожилым работникам не прекращать трудовую активность. Государство предоставляет работодателям субсидии, если они принимают на работу работников пожилого возраста, создают условия работы для пожилых, применяют гибкий график. Также власти поддерживают программы переобучения работников, содействуют предпринимательству среди лиц пожилого возраста.

Концепция непрерывного образования предполагает, что в любом возрасте работник может получить новые профессиональные компетенции, требуемые в экономике. Государство может само разрабатывать и финансировать программы переобучения, а может субсидировать работодателя или работников. Есть хорошие примеры. Так, в Германии пожилым работникам малых и средних предприятий компенсируется стоимость обучения на курсах повышения квалификации, если они проходят такое обучение по собственной инициативе вне предприятия. В Австралии создано партнерство государства и бизнеса для поддержки работодателей, обучающих и переобучающих пожилых работников.

В Беларуси тоже есть и обучение для людей старшего возраста, и интерес к нему. Например, по сведениям Университета Золотого Века (г. Гродно) в Беларуси люди 50+ приходят «для себя» на курсы компьютера, дизайна, интерьера и ландшафта, видеосъемки, флористики, массажа, кондитера-пекаря и рукоделия. Для освоения профессии выбирают бухучет, специальности кассира, оператора персонального компьютера, кладовщика.

— Но зачастую работодатели не хотят нанимать пожилых людей, опасаясь, что ухудшение здоровья или недостаток современных профессиональных навыков сделает их труд менее продуктивным.

— Есть такое. Важно не только найти способы стимулировать потенциальных пенсионеров продолжать трудиться, нужно сделать так, чтобы работодатель был готов нанимать пожилых работников. Прямым финансовым стимулом здесь выступают специальные субсидии или налоговые льготы. Например, в Нидерландах с 2004 года отменен один из социальных налогов на зарплату пожилых работников 50 лет и старше, что сократило издержки работодателя на эту группу работников на 5 %. В Германии в 2003 году были введены государственные субсидии найма работников старше 50 лет, которые могут достигать 50 % заработной платы и рассчитаны на период до трех лет.

— Бытует мнение, что пожилые занимают места и молодежь остается не у дел.

Недавние исследования российских ученых показали, что рост занятости пожилых работников и безработица молодых — явления, не связанные между собой. По их мнению, каждая группа старается занять отдельную часть рынка, а специализация в своих профессиональных «нишах», наоборот, открывает возможности для взаимодействия. Молодые и пожилые люди выбирают разные специальности, трудятся в разных отраслях, отличаются по уровню квалификации.

Сейчас, когда рынок труда начинает испытывать последствия демографического спада 1990-х, спрос бизнеса на пожилых специалистов будет расти.

По всей видимости, рост занятости среди старшего поколения увеличит спрос на дополнительное образование и поиск работы для пожилых. Полагаю, что появится запрос и на переобучение людей серебряного возраста. Пенсионный возраст увеличивается, а ускорение технического прогресса требует наращивания компетенций. Пожилые пользователи интернета будут активными клиентами сервисов онлайн-образования.

Почему пожилые работники теряют в зарплате

Как изменилось отношение к старости, сексу и смерти

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 6
  • Балл: 4.3