Грамотные госзакупки, мобильность и планирование общественных пространств: чего не хватает белорусским городам

Международную инициативу по обязательному сокращению выбросов CO2 в Беларуси добровольно подписали 29 городских управленцев. Как это меняет жизнь горожан?

«Соглашение мэров по климату и энергии» – инициатива Европейского союза. Ее участники — представители местных властей обязуются развивать «зелёную» экономику и улучшать качество жизни людей, что в конечном итоге должно привести к сокращению выбросов углекислого газа минимум на 20% к 2020 или 2030 году, в зависимости от даты подписания.

К этой инициативе присоединились уже 7603 города, 29 из них — белорусские.

Соглашение подписывается добровольно, но предполагается, что у города должен появиться собственный план действий, который оценивает международная комиссия.

Города-подписанты получают доступ к информации о новых технологиях в области «зелёной» экономики, а вместе с ним и консультативную поддержку международных экспертов.

Инициатива стартовала в 2008 году. Первым белорусским городом, который к ней подключился, стал Полоцк.

Соглашение в Беларуси – упор на энергосбережение

Сегодня обязательства «Соглашения мэров» уже взяли на себя Береза, Браслав, Брест, Глубокое, Кобрин, Новогрудок, Ошмяны, Полоцк, Рогачев, Чаусы, Быхов, Ветка, Вилейка, Витебск, Городок, Ивье, Кличев, Корма, Краснополье, Могилев, Мосты, Орша, Славгород, Шарковщина и Пуховичский район.

– Честно говоря, как в Беларуси, так и во всем мире не всегда города-подписанты сразу активно включаются в работу, – признает руководитель команды экспертов проекта «Соглашение мэров – Восток» Кристоф Фреринг. – Из 29 белорусских городов активными стали 25, причем у 10 из них уже есть готовые планы по достижению целей соглашения.

Понятно, что планы конкретных городов отличаются, однако есть и общая тенденция:

– Как правило, наши города стараются снизить уровень влияния на климат за счет мероприятий по энергоэффективности, – говорит о белорусской специфике национальный эксперт проекта, директор фонда «Интеракция» Иван Щедренок. – Во многом на это повлияло то, что в Беларуси сейчас действует государственная программа по энергосбережению.

Некоторые проекты по энергоэффективности Евросоюз поддержал и финансово. К примеру, за счет международных средств модернизировали уличное освещение в Полоцке, а в Новогрудке реализовали проект о развитии возобновляемых источников энергии.

Еще одним из приоритетов в белорусских городах становится решение проблемы сортировки и переработки твердых бытовых отходов.

– Наши опросы показали, что эта тема волнует жителей как крупных, так и небольших городов, – рассказывает Иван Щедренок. – И даже в Бресте, где уже есть современный завод по переработке мусора, не останавливаются на достигнутом.

А вот транспортные вопросы у белорусских мэров пока не в приоритете.

– В малых городах серьезных транспортных вопросов в принципе и нет, – комментирует Иван Щедренок. – Они скорее актуальны для областных центров и крупных городов, где нужно преодолевать большие расстояния.

«Передовики» в решении таких вопросов, по мнению эксперта, власти и активисты Полоцка. Здесь создали первый план городской мобильности. И первая экспериментальная велополоса на проезжей части появилась тоже в Полоцке.

– Если вы хотите узнать, какие города сегодня всерьез задумываются о транспортных вопросах, посмотрите список участников Европейской недели мобильности, – советует руководитель фонда «Интеракция». – Как правило, они и будут активными в дальнейшем.

«Зелёные» закупки – наш потенциал

На вопрос, какие еще действия может предпринимать белорусский город, чтобы стать более эко-дружественным, национальный эксперт проекта отвечает, не задумываясь, – грамотные закупки.

– К сожалению, у нас при проведении конкурсов и тендеров на национальные и городские закупки обычно применяется один критерий – цена, – разъясняет Иван Щедренок. – Но часто при покупке оборудования не учитываются расходы на обслуживание. Плюс здесь не принимается во внимание фактор энергоэффективности, хотя этот момент тоже актуален.

Над «зелёными» закупками в странах Евросоюза всерьез задумываются уже сейчас, и, по мнению эксперта, критерии национальных и городских закупок в Беларуси нужно также пересмотреть.

– Еще один вопрос, который пока не в приоритете – планирование городских пространств, – отмечает Иван Щедренок. – Например, грамотное размещение зелёных зон, которые спасают в жару, или создание специальных канав, куда будет попадать вода при большом количестве осадков.

Несмотря на то, что проект «Соглашение мэров» направлен на городские власти, эксперты подчеркивают, что конечные получатели выгоды от подписания международной инициативы – простые жители.

– Хоть Евросоюз и не коммуницирует напрямую с горожанами, но ведь, согласитесь, что цель этого проекта – улучшить качество жизни людей. Чтобы садики были теплыми и дети не хворали, – резюмирует менеджер по коммуникации проекта «Соглашение мэров – Восток» Татьяна Деревянкина.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 9
  • Балл: 5