Почему отечественные предприятия стараются скрыть свою социальную направленность?

Белорусы зачастую воспринимают товары, сделанные людьми с инвалидностью, как не очень качественные, говорят эксперты.

Как стереотипы вредят бизнесу

Вместе с другими родителями Наталья Амплеева в 2004 году создала мастерскую, которая позже переросла в компанию АртИдея.

− Правильно подобрав методику работы с детьми с физическими или умственными ограничениями, мы увидели, каких можно добиться высот. В 2009 году для самых подготовленных создали рабочие места, − рассказывает директор АртИдеи.

Из-за сложностей с законодательным регулированием коммерческой деятельности общественных организаций и объединений родители создали унитарное предприятие.

− До сих пор это решение нам аукается, потому что для нашей категории работников нужны другие условия, − комментирует Наталья Амплеева.

Самоидентификация компании с социальным предпринимательством может навредить бизнесу, признались представители социальных компаний, которые были опрошены в рамках исследования Либерального клуба «Социальное предпринимательство как альтернатива социальному контракту в Беларуси».

− Так как большинство белорусских игроков социального предпринимательства занимаются трудоустройством людей с инвалидностью, то клиенты зачастую воспринимают товары и услуги как нечто не очень качественное. Часто предприятия стараются не подчеркивать или даже скрывают свою социальную направленность, − объясняет автор исследования, эксперт Либерального клуба и директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров Белорусского государственного университета культуры и искусств Александр Филиппов.

Белорусы постепенно избавляются от стереотипов, но до восприятия компаний, где работают люди с инвалидностью, как дополнительного стимула для приобретения товаров и услуг, еще далеко.

Готово ли государство смягчить контроль?

Социальное предпринимательство активно развивается, когда перед обществом стоит задача решать социальные проблемы. Например, в Германии законодательство запрещает государству быть монополистом в оказании каких-либо социальных услуг. В Беларуси государственные структуры готовы передать обществу часть социальных задач, но предъявляемые регулятором условия часто оказываются неподъемными, считает Александр Филиппов.

− Можно посмотреть на попытки демонополизировать услуги ЖКХ. Они все время ограничиваются рядом условий, которые значительно усложняют деятельность в этой сфере частных компаний, − комментирует эксперт.

Жесткое государственное регулирование тормозит даже бизнес, который нацелен на извлечение прибыли. А социальные предприятия в таких условиях часто оказываются на грани выживания.

− Даже когда предприятие пытается предложить нечто инновационное, возникает вопрос, насколько это вписывается в законодательную базу и насколько благоприятны условия для этого направления, − предполагает автор исследования.

Поэтому развитие социального предпринимательства зависит от того, готово ли государство снизить регулирование и контроль?

Какие перспективы у социальных компаний

Переломным для развития социального предпринимательства в Польше был момент, когда НГО стали заниматься коммерческой деятельностью.

Белорусские общественные организации не имеют достаточного количества ресурсов на решение определенных социальных проблем. По мнению директора консалтингового учреждения «Социальные технологии бизнеса» Галины Матюшенко, возможность заниматься хозяйственной деятельностью заметно увеличила бы разнообразие предложений социального предпринимательства.

Если бы общественные организации могли зарабатывать и распределять доходы без жестких ограничений, то меньше зависели бы от грантов и внешнего финансирования, а значит, были бы уверенными в стабильном развитии социальных инициатив.

Среди основных проблем, которые тормозят развитие социального предпринимательства в Беларуси, эксперты называют: пробелы в законодательстве, регулирующем деятельность таких компаний, отсутствие четких критериев отнесения организаций к субъекту социального предпринимательства.

− Для начала мы должны понять, в каком направлении двигать социальное предпринимательство. Если условия для инклюзивного трудоустройства респонденты оценивают на шестерку, то более широкий подход, который соответствует мировым тенденциям, оценили на ноль, − отмечает Александр Филиппов.

Эксперты и представители бизнеса среди перспективных направлений социального предпринимательства называют инклюзивное трудоустройство, на которое белорусский социальный бизнес и делает основной упор, а также развитие социальных инноваций.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 4.9