Эксперт: Власти почувствовали деньги, которые приходят из воздуха

Как долго белорусы будут бесплатно ездить по автомагистралям родной страны?

Правительство Беларуси планирует расширить сеть платных дорог. Совет Министров утвердил государственную программу, согласно которой к 2021 году протяженность платных магистралей должна составить 1786 км. По прогнозам чиновников, за ближайшие четыре годы в республиканский бюджет от взимания платы за проезд поступит около 817 млн рублей.

Почему правительство так активно стремится превратить дороги в источник пополнения казны?

Родненков: Может, кого-то платная дорога и отпугнет

— Власти увидели и почувствовали деньги, которые приходят им практически из воздуха, и поэтому они заинтересованы в расширении сети платных дорог, — отмечает эксперт онлайн-журнала «Ідэя» Антон Родненков. — К тому же, существует бизнес, который является оператором этих платных дорог, и он думает о выгоде.

По словам аналитика, главное, чтобы средства, которые будут приходить от платных дорог, были потом правильно и рационально потрачены.

— Пока что власти используют «дорожные деньги» и на приблизительно сумму уменьшают бюджетное строительство новых автомагистралей. А необходимо, чтобы суммы с платных дорог, наоборот, только дополняли расходы на строительство новых или на поддержание качества существующих дорог, —подчеркивает Антон Родненков.

Эксперт не разделяет опасений, что власти рано или поздно заставят платить всех белорусских автомобилистов за движение по платным дорогам.

— Это резко может сказаться вообще на мобильности трудового населения. Ведь в столицу очень многие приезжают работать из соседних населенных пунктов, — поясняет экономист.

По его мнению, расширение сети платных дороги не уменьшит и потоки туристов в страну.

— В Беларуси дороги намного лучше, чем в той же Украине и, возможно, европейцы, предпочтут заплатить сбор, чем ехать бесплатно по ухабам. Хотя, может, кого-то платная дорога и отпугнет. Но думаю, больших негативных последствий с точки зрения туризма не будет, — прогнозирует Антон Родненков.

Бабицкий: Прынцып рынкавай эканомікі: ездзіш — плаці

Экономист Дмитрий Бабицкий отмечает, что платные дороги – нормальное явление для рыночной экономики.

— У іншых краінах ёсць платныя дарогі. Напрыклад, у Польшчы трэба плаціць за праезд па выбраных трасах, а ў Швейцарыі – па ўсіх транзітных магістралях. Механізм гэты нармальны. Добра, што Беларусь гэты механізм ўжывае, — считает эксперт.

Между тем, нет полной уверенности, что все деньги, полученные в качестве оплаты за пользование магистралями, идут на их ремонт и строительство новых дорог.

— У нас бюджэтныя працэсы даволі закрытыя, і мы не маем магчымасці адсочваць, куды гэтыя сродкі выдадткоўваюцца, ці ўсе яны накіроўваюцца ў дарожны фонд? — говорит экономист.

Эксперт не исключает, что в перспективе платить за проезд по магистралям придется всем белоруским автомобилистам.

— Прынцып рынкавай эканомікі: ездзіш — плаці, — считает Дмитрий Бабицкий. — Не павінны пенсіянеры, якія жывуць у вёсках і дарогамі ўвогуле не карыстаюцца, плаціць за тых, хто ездзіць на машыне коштам дзясяткі тысяч долараў. Бо менавіта ў бяднейшых людзей потым забяруць кавалак пенсіі, каб за бюджэтныя грошы пабудаваць ці адрамантаваць дарогі.

Экономист приводит пример Польши, где за пользование новыми автострадами платят все, кто по ним едет.

— Прычым, плацяць аднолькава: і замежнікі, і палякі, — поясняет эксперт. — Таму тэарэтычна дзесьці ў далёкай перспектыве і ў Беларусі будзе тое самае.

Правда, по словам эксперта, вряд ли, это произойдет в ближайшем будущем.

— Тут трэба ўлічваць сацыяльны аспект. Бо шмат хто з беларусаў ездзіць на лецішчы. Адпаведна, калі ўвядуць плату за дарогі, то ўзнікне назадаволенасць сярод пэўных груп насельніцтва, — считает аналитик. — Таму, наўрад ці, у бліжэйшы час будуць уводзіць плату за дарогі для звычайных беларусаў.

Что касается туристов, то тут эксперт принципиален: хочешь ехать в Беларусь — плати.

— Калі не хочаш плаціць за дарогі, за карыстанне інфраструктурай, то навошта такі турыст? Няма на гэта грошай – сядзі ў хаце, нікуды не едзь.— отмечает Дмитрий Бабицкий.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 12
  • Балл: 3.4