Как изменились пятиклассники за 50 лет

Принято считать, что дети в одиннадцать лет пересматривают свои приоритеты. Им больше хочется общаться со сверстниками, чем учиться. Современные пятиклассники опровергают этот стереотип.

Сейчас дети взрослеют иначе, чем в свое время их родители, выяснилось в ходе исследования «Взросление пятиклассников: 1960‑е vs 2010-е». В течение 12 недель ученые наблюдали за поведением учащихся в 5‑м классе одной из московских школ, повторяя аналогичный проект середины 1960-х.

За последние полвека дети стали менее самостоятельными: у них меньше домашних обязанностей, они реже принимают ответственные решения, чем предыдущие поколения. Младшие подростки нечасто в одиночку перемещаются по городу, мало ходят в магазины по поручению взрослых.

Подростки «не прочь продлить свое детство – возможно, потому, что они перегружены учебой и им не хватает времени на то, чтобы побыть детьми», считают исследователи.

Четыре причины «подавленного детства»

Исследователи назвали четыре причины, почему дети не хотят взрослеть.

Повысились требования семьи, школы и общества

Родители, учителя, современный мир ориентируют детей на долгое обучение, абсолютизируют ценность образования. В результате важные сферы жизни (общение, быт, досуг) осваиваются в паузах между уроками и кружками. В такой ситуации детям сложно научиться обслуживать себя в быту и развивать социальный интеллект.

Реальность быстро меняется

Нестабильны набор профессий, экономическая ситуация, занятость. Это порождает неуверенность и вопрос: каково будущее и ради чего взрослеть? В итоге и самоопределение молодежи растягивается.

Жизнь часто предлагает слишком много опций

Это не только вдохновляет, но и дезориентирует. Проще пробовать разные варианты, откладывать важные решения, а с ними – и взрослость.

Открылось много «способов проживать свою жизнь»

Например, можно до 35-40 лет оставаться кидалтами (взрослыми, инфантильными по образу жизни и ценностям).

Долгое младенчество

Известное исследование жизни школьников этого возраста, проведенное полвека назад советским психологом Даниилом Элькониным, опиралось на представление о том, что в возрасте 11-12 лет дети уже не испытывают особого интереса к учебе и переключаются на общение.

Спустя 50 лет оказалось, что дети не так резко отказываются от прежних ценностей. Интерес к учебе может сочетаться с активным общением. А бывает и так, что школьники не дозрели до коммуникаций и по-прежнему ищут во всем одобрения у «значимых взрослых» – родителей и учителей.

В предыдущих поколениях подростки были более самостоятельными. Их родители часто работали допоздна, и дети сами разогревали еду, делали уборку, ходили в магазин. Современные дети выполняют работу по дому эпизодически, и часто не по своей воле.

На вопрос, чего ждут от них родители, подростки отвечали: «Главное – это моя учеба, чтобы я хорошо учился», «Чтобы в будущем у меня было все хорошо, чтобы я была счастлива и нашла хорошую профессию».

«В этих репликах слышен чисто детский эгоизм», — констатируют исследователи.

По их оценке, на такую незрелость повлияло, в том числе, изменение городской среды. Хорошее образование вышло на первый план, но чтобы его получить, детям нередко приходится ездить далеко от дома. В итоге многие родители стараются не оставлять детей наедине с городом и везде сопровождают их.

«В ответах детей отсутствовала «ожидавшаяся претензия на взрослость», — подчеркивают исследователи.

Исследование проводилось с февраля по май 2016 года. Среди наблюдателей были специалисты по образованию, психологии, социологии, истории. Наряду с наблюдением, проводились интервью с детьми (29 учеников 5-го класса одной из московских школ, возраст 11-12 лет).

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 14
  • Балл: 4.8