Ценообразование – тормоз для бизнеса

Бизнес-сообщества Беларуси настаивают на скорейшем переходе к свободному ценообразованию и расширении перечня товаров и услуг, цены на которые не регулируются государством. Иначе, как утверждает первый вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Виктор Маргелов, «мы можем очень быстро войти в кризис и потерять малый бизнес».

По мнению лидера предпринимателей, решать эти вопросы нужно как можно скорее, поскольку «уже и представители среднего бизнеса говорят, что работают себе в убыток, так как не могут поднять цены».

Разработкой мероприятий по переходу на свободное ценообразование в Беларуси занимается созданная по решению премьер-министра Сергея Сидорского рабочая группа по ценообразованию, куда входят представители Министерства экономики и предпринимательских структур.

-- Когда обсуждается вопрос о том, что нужно приходить к свободному ценообразованию – никто не возражает против этого, – подчеркивает Виктор Маргелов. -- Только бизнес-сообщество считает, что ввести свободные цены на большинство позиций можно на 90% в текущем году, а Министерство экономики -- что для этого нужно как минимум три года. Причем, окончательное снятие ценового регулирования пока, к сожалению, не предусмотрено.

Те изменения в вопросах ценообразования, на которые сегодня готово идти Министерство экономики, Виктор Маргелов называет «косметическими».

-- Минэкономики готово до конца года отменить для предприятий декларирование новых цен и тарифов, а также в случае повышения цены в пределах индексов роста цен - не более, чем на 0,5 процента в месяц. Но цены на энергоносители и другие материальные затраты растут очень резко, а повысить отпускные цены предприятия не имеют возможности. Полпроцента - это ничто. Но к другим вариантам регулирования Министерство экономики пока не готово, - подчеркивает первый вице-председатель МССПиР.

В Беларуси существует уже небольшой перечень цен на товары и услуги, которые государство не регулирует. Предприниматели настаивают на расширении этого перечня, полагая, что «вполне возможно освободить от ценового регулирования тысячи наименований товаров и услуг уже хотя бы потому, что они не влияют на инфляцию и цены на них удерживает сам рынок». Министерство экономики на такие кардинальные изменения перечня идти не готово и предлагает ограничиться освобождением от ценового регулирования всего нескольких десятков наименований.

Бизнес-сообщество отмечает неоправданную громоздкость самой процедуры госрегулирования цен на услуги и товары, а также тарифы для малых предприятий. «Это огромные стопки бумаг, которые нужно готовить до двух месяцев и ходить из кабинета в кабинет, согласовывая калькуляции, экономические расчеты и прочее», -- сетуют предприниматели.

-- Ежемесячно нужно готовить около тысячи страниц документов, -- подсчитал председатель МССПиР Владимир Карягин. -- На предприятии, где работает 12 человек, два штатных сотрудника вынуждены заниматься только тем, чтобы подготовить все необходимые документы для увеличение цены на полпроцента.

В целом порядок регистрации цен требует больших трудовых, временных и финансовых затрат, резюмируют представители бизнес-сообщества. На малых и средних предприятиях, где содержание одного работника-управленца существенно повышает затраты, это ограничивает конкурентоспособность и затрудняет развитие. Если рассмотреть целесообразность государственного регулирования цен с позиций тех целей, которые поставлены: сдерживание роста общего уровня цен и контроля над инфляцией, то подобные меры, по мнению учредителей и руководителей малых и средних предприятий, не являются эффективными.

-- Ведь основные факторы здесь – конкуренция и платежеспособный спрос. И при этом сегодня значительный удельный вес в закупках товаров, промышленной продукции составляет объем покупок по тендерам, при которых цена формируется совершенно иным образом, -- подчеркивает заместитель исполнительного директора ОО «Ассоциация нанимателей и предпринимателей» Витебской области Нина Лукьянова.

Лучшую нишу для освобождения от госрегулирования, чем малый бизнес, по мнению предпринимателей, придумать сложно.

-- Предприятия малого бизнеса – не монополисты. Все они, как правило, работают в тех сферах, которые имеют рыночное регулирование цены, -- подчеркивает Виктор Маргелов.

Так целесообразно ли к ним применять ценовое регулирование, если оно тормозит развитие бизнеса?

 

  • Оцени статью: