Специальную подготовку в вузе сместить на последний год обучения

По прогнозам, до 90 % востребованных сейчас профессий и специальностей практически исчезнут с рынка труда в ближайшие десять лет.

На нас надвигается цунами в виде искусственного интеллекта и построенных на его основе экспертных систем — программных продуктов, которые копируют работу мозга человека. Нейросетевые, нейролингвистические методы программирования достигли такого уровня развития, когда машина начинает мыслить гораздо эффективнее, оптимальнее и рациональнее, чем человек.

Подобные технологии вытеснят человека в сферах, где необходимо принимать быстрые решения, действовать в условиях ограниченного объема информации, неочевидности логических связей. Это действительность, это ближайшее будущее. Можно привести множество примеров, когда компьютер, информационная или автоматизированная система заменяют человека. Возьмем беспилотные механизмы, передвигающиеся по воздуху, земле или воде. Эти сложные системы в автоматическом режиме постоянно анализируют окружающую обстановку и принимают решения о дальнейших действиях.

Искусственный интеллект и системы автоматизации будут повсеместно проникать в различные сферы деятельности, потому что их использование дешевле и, самое главное, позволяет исключить эмоциональную составляющую, присущую человеку.

Можно спорить, хорошо это или плохо, но это реальность, и, исходя из нее, обществу и государству необходимо выстраивать систему образования, адаптировать и настраивать ее под реалии будущего, а каждому из нас — анализировать и планировать свое личное и профессиональное развитие.

Грабли консерватизма

Пока у нас наблюдается отставание в качестве общего уровня образованности  от того уровня, который нужен сейчас и будет необходим в ближайшем будущем на рынке труда. Отечественная система образования не в полной мере соответствует запросам нынешнего и завтрашнего дня.

Молодым людям необходимо задуматься, чем они будут заниматься в ближайшие 10—15 лет, как смогут использовать свои знания, умения и навыки. Полагаю, каждому необходимо стремиться к тому, чтобы приобрести прочные компетенции в какой-либо, пусть и достаточно узкой, области. Невозможно быть экспертом в широком смысле, объем информации в каждой отрасли утраивается уже не за год, иногда за один день.

Такой объем информации человеческий мозг охватить не в состоянии. Достижение высокого уровня хотя бы в какой-то одной области является залогом устойчивости и профессионального роста.

Пришло время разработать четкие ориентиры в системе высшего образования. Возможно, некоторые еще не осознали этой необходимости, потому что не представляют, с какой скоростью развиваются технологии. Полагаю, что границы в образовании — высшем техническом, гуманитарном — будут размываться, но должно остаться общее фундаментальное образование, чтобы человек мог выбрать для себя то узкое направление, которое ему близко по духу или складу характера, в котором он сможет развиваться. Мы должны создать широкую горловину воронки для знаний в самом начале учебного процесса.

Мифы практического образования

Встает вопрос: чему учить? Бизнес, например, считает, что необходимо давать студентам прежде всего практически полезные знания. До недавнего времени я был с этим согласен. Но дело в том, что в силу своей консервативности вуз не в состоянии обеспечить обучение, ориентированное на практику, так как для этого необходимо иметь преподавателей-практиков, а в вузах преподают в основном теоретики, в большинстве своем не имеющие опыта работы в реальном секторе экономики. Люди из бизнеса могут прийти в преподавание, но их активность здесь будет ограничена в силу чрезмерной загруженности на основной работе. Поэтому, я полагаю, никакой ориентированности на практику в вузах быть не может, и требовать ее не имеет смысла.

Имея определенный опыт участия в государственных экзаменационных комиссиях в вузах по специальностям экономического профиля, наблюдаю, что многие студенты после окончания вуза не разбираются даже в основах экономики. Из них пытаются сделать универсальных специалистов, дают большие объемы информации, но при этом отсутствует системность знаний.

В итоге вузу не удается ни создать узко заточенного специалиста, чего требует большое количество экономических специальностей и сам заказчик, бизнес, ни обеспечить ориентированность на практику, ни дать фундаментальных знаний. Среди выпускников, конечно же, встречаются «звездочки», но их мало, и становятся они звездочками только потому, что занимались самообразованием, ходили на дополнительные бизнес-курсы, хотели получить больше, чем дает вуз. Бизнес вынужден брать сегодняшних выпускников, а затем тратить значительные средства на переобучение и дополнительное обучение.

Полагаю, что подготовка в вузе должна носить более фундаментальный и естественнонаучный характер, позволяющий сформировать системный и философский подход к анализу и синтезу новых знаний. Конечно, не все четыре года нужно преподавать только философские дисциплины, но выпускники вуза должны понимать основы того, на чем строится экономика, политика, социум, коммуникации. Требуются фундаментальные знания. К базовым дисциплинам, необходимым всем студентам, следует отнести высшую математику, философию, психологию, социологию, иностранные языки. Только после их изучения можно давать специализированные знания. Экономистам, например, необходим  объемный курс экономической теории, микро- и макроэкономики. На базе этих знаний можно  стать хорошим экономистом, маркетологом, финансистом или логистом, но без них — никогда.

Не заглядывая вдаль

Нет смысла заставлять абитуриентов вуза на старте узко определить свою будущую профессию. Молодой человек после школы не в состоянии четко выбрать направление или специальность, которой хочет заниматься. Он опирается на рекомендации родителей, друзей, модные тренды и часто имеет самые смутные представления о будущей специальности. В результате у 80 % студентов к середине обучения наступает разочарование в выбранной профессии, и дальше они учатся только ради получения диплома. Узкие знания не воспринимают.

Вузы требуют от бизнеса заявить необходимое им количество специалистов и в соответствии с этими цифрами набирают абитуриентов на узкие специальности. То есть бизнес должен предположить, сколько и каких специалистов ему понадобится через четыре-пять лет. Но в современных условиях точно спрогнозировать на такой временной лаг невозможно! Максимум на год!

На мой взгляд, до четвертого курса, например, всем специалистам-­экономистам необходимо давать одинаковые фундаментальные знания, достаточно глубокие, а за год до выпуска, распределять по специальностям на основании потребностей бизнеса, способностей и осознанного выбора студентов. Именно в последний год обучения следует давать специализированные знания, готовить бухгалтеров, менеджеров, финансистов, логистов и т. д. После получения таким специалистом высшего образования к дальнейшему их обучению должны подключиться бизнес-школы, чтобы во взаимодействии с бизнесом готовить «узкозаточенных» специалистов для потребностей конкретной отрасли, фирмы, конкретного предприятия. Именно бизнес-школы должны заниматься практико­ориентированной подготовкой, а вот вузы — только дать фундаментальные и функциональные знания.

Как один из возможных вариантов здесь и сейчас, в условиях неопределенности, когда все, что пока предлагает высшая школа, через десять — пятнадцать лет может оказаться невостребованным, молодым людям, желающим учиться и одновременно стремящимся получить высшее образование, я бы рекомендовал выбирать углубленное изучение иностранных языков  и дополнительно параллельное освоение бизнес-курса по какой-либо экономической специальности в бизнес-школе. Шансов найти по окончании вуза интересную работу будет гораздо больше!

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 4
  • "ПРОТИВ" : 1