Лицензия как средство давления

Нынешнее законодательство о лицензировании таит в себе немало угроз для деятельности предприятий. Коль скоро государство готово убрать барьеры, мешающие бизнесу, то для пользы дела стоит внести изменения и в сфере лицензирования.

Проекты документов, направленных на дальнейшее развитие бизнеса, которые были анонсированы Администрацией президента и на днях рассмотрены правительством, содержат и предложения по изменению правил лицензирования.

Речь идет о корректировке норм Указа президента от 1.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». На мой взгляд, этот документ имеет крайне важное значение, как и тот, который призван устранить излишние требования к бизнесу и ослабить контрольную нагрузку на него. Дело в том, что лицензирование предоставляет большие возможности для регулирования бизнеса.

По общему правилу лицензирование осуществляется «в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения и охраны окружающей среды». Конечно, такая «широкая» формулировка оставляет простор для творчества и при желании можно практически любой вид деятельности подогнать под указанные критерии. В свое время, когда начиналась большая работа по наведению порядка в этой сфере, многие госорганы грудью отстаивали «свои» виды лицензирования, доказывая, что при его отмене все рухнет. Однако отменили — и ничего не рухнуло.

Сейчас в Беларуси лицензируется 35 видов деятельности, включающих в себя около 250 подвидов.  Многие из них лишь с большой натяжкой можно назвать соответствующими выше указанным критериям. Например, оказание юридических услуг или заготовка (закупка) лома и отходов черных и цветных металлов.

Очень больным вопросом является прекращение действия лицензии, он находится в компетенции лицензирующего органа. Сначала действие приостанавливается за невыполнение лицензионных требований и условий, и если в установленный срок нарушения не устранены, то прекращается «со дня, следующего за днем истечения срока приостановления действия лицензии».

Как видим, существует прямая взаимосвязь между лицензионными требованиями и условиями (которые не разграничены между собой и которые зачастую трудно либо вообще невозможно выполнить) и прекращением действия лицензии. В сущности, любое нарушение этих требований и условий может стать основанием для прекращения действия лицензии, а следом и деятельности предприятия. Фактически решение вопроса отдается на откуп чиновнику, что, в свою очередь, может стать благодатной почвой для коррупции и прекрасным способом борьбы с конкурентами. Могу привести пример из собственной практики. Когда еще лицензировалась розничная торговля, одно торговое предприятие лишили лицензии только за то, что при контрольной закупке бутылки воды якобы не был выдан чек о покупке.

Нужно еще иметь в виду, что в законодательстве существует понятие грубого нарушения, которое, разумеется, тоже ведет к лишению лицензии. Фокус в том, что во многих случаях к грубым могут быть отнесены практически любые нарушения лицензионных требований и условий.

Таким образом, получается, все субъекты хозяйствования, получившие лицензии, постоянно находятся под дамокловым мечом, под угрозой их лишения. Причем делает это тот же  орган, который выдал лицензию: я тебя породил, я тебя и убью.

Поэтому считаю крайне важным внести в законодательство такую норму, которая позволяла бы прекратить действие лицензий только суду. Нужно понимать, что  зачастую лицензируемый вид деятельности является единственным либо основным для предприятия и невозможность его осуществления равнозначна ликвидации.

Источником проблем для предприятий могут быть и нормы действующего законодательства, которые позволяют «осуществлять контроль за лицензируемой деятельностью» не только лицензирующим органам, но и другим   госорганам либо организациям. На мой взгляд, для других «контролеров» стоит оставить в законодательстве только право поинтересоваться наличием лицензии, не более того, а вот соответствие деятельности лицензионным условиям и требованиям оставить в компетенции лицензирующего органа. Коль сейчас вносятся изменения в законодательство о лицензировании, то разумно было бы внести такого рода норму в Положение о лицензировании.

Следует также законодательно разграничить понятия «лицензионные требования» и «лицензионные условия». Представляется, что лицензионные требования — это то, чему должен отвечать лицензиат при подаче заявки на лицензию, а условия — то, что он должен выполнять при непосредственном ведении деятельности. Так, в ряде случаев Положение требует от соискателя лицензии наличия на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании объекта (помещения), необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности. Такая норма содержит определенные риски для компании, поскольку ситуация совсем не фантастическая.

Думаю, что если уж в стране затеяли масштабную кампанию по упрощению условий бизнеса и вопросы лицензирования также были признаны требующими корректировки, то неплохо было бы внести все необходимые изменения «одним махом».

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 5
  • "ПРОТИВ" : 0