Почему стране нельзя без правозащитников?

И что мешает белорусам лучше знать и отстаивать свои права — об этом директор Центра правовой трансформации LawtrendОльга Смолянко.

Ольга Смолянко

Права в платном доступе

Правовая культура, которая в сознании людей ассоциируется, прежде всего с тем, насколько они владеют знаниями о нормативно-правовых актах и как их выполняют, на самом деле имеет еще целый ряд сопутствующих компонентов. Это, в том числе, система нормативно-правовых актов, их доступность, частота и своевременность их изменений, верховенство закона. Все это тесно взаимосвязано с понятием «правовая культура».

Во многом правовая культура зависит от того, насколько в государстве реализуются права человека.

Если рассматривать правовую культуру через эту призму, то видно, что многие факторы не способствуют повышению правовой культуры населения.

Например, если взять систему нормативно-правовых актов, то в Беларуси они, в том числе те, что непосредственно затрагивают права и свободы граждан, находятся в платном доступе. Они очень часто меняются, и граждане не всегда могут отследить эти изменения, кроме того, они не всегда четкие и понятные, содержат много отсылочных норм и коллизий.

В правовом государстве важным фактором является верховенство закона. Но в Беларуси иерархия нормативно-правовых актов также очень нечеткая, кроме того, декреты и указы имеют силу закона, а в случае расхождения с законом могут иметь большую юридическую силу по сравнению с законом.

С реализацией прав и свобод, особенно политических, в Беларуси существует много проблем. В частности, мониторинг, проведенный правозащитными организациями, в том числе Lawtrend, показывает, что в стране систематически нарушаются такие политические права, как свобода слова, выражения мнений, собраний, ассоциаций.

Чтобы уровень правовой культуры в стране был высоким, важно, чтобы она прививалась в детстве, чтобы у детей были представления о государстве, личности, правах и свободах. К сожалению, система исключает профильные курсы по правам человека как в средней школе, так и в рамках высших учебных заведений.

Как гражданское общество компенсирует пробел в правовых знаниях

В то время как государство не очень заинтересовано в повышении общего уровня правового образования с точки зрения реализации прав человека и правовой культуры населения, эту заботу берут на себя некоммерческие организации.

Помимо непосредственной защиты прав конкретных людей правозащитные организации занимаются мониторингом, аналитической деятельностью, делая на ее основе выводы и рекомендации, ведут стратегические тяжбы.

Многие организации гражданского общества имеют в своей деятельности просветительский компонент. Например, Центр правовой трансформации на протяжении восьми лет через программу «Летний лагерь по правам человека» знакомил студентов-юристов с большим спектром вопросов в области прав человека. Ведь часто оказывается так, что даже на юридических факультетах темы в области прав человека, преподносятся очень однобоко либо вообще не раскрываются.

Если говорить о Центре правовой трансформации, то еще один и важных аспектов деятельности организации по повышению правовой культуры – это работа с другими некоммерческими организациями, прежде всего общественными объединениями, которые исторически являются «кузницей демократии» и учат своих членов управлению, принятию решений демократическим способом.

Важно не только знание о законах, но и непосредственное участие граждан в формировании государственной политики. Мы исследуем участие общественности в принятии решений с правовой точки зрения. После чего показываем и государству, и обществу какие есть механизмы, возможности, достоинства и недостатки.

Большое внимание в нашей деятельности мы уделяем вопросу доступа к информации. Скажу, что после нескольких исследований о доступе к информации на сайтах государственных органов как республиканского, так и местных органов качество изложения информации начало улучшаться.

Часто законы делают права недостижимыми

Важную роль играет соблюдение нашей страной международных обязательств в области прав человека. К сожалению, не все из них Беларусь выполняет. Например, в отношении Беларуси принято много заключений Комитета ООН по правам человека. Эти заключения не выполняются и даже нигде не публикуются государством.

Вторая проблема в том, что нормы Конституции Республики Беларусь не имеют прямого действия. С одной стороны, в Конституции заложены позитивные нормы о том, что есть свободы и есть права человека. Но часто законы, которые принимаются во исполнение этих норм, ограничивают эти права и свободы настолько, что делают их в некотором смысле недостижимыми.

Большой проблемой является ситуация, когда указы и декреты доминируют над законом. С точки зрения прав человека, ограничения прав и свобод могут быть введены только законом, который в идеале принят теми, кто избран гражданами. Декрет же принимается одним человеком.

И, конечно же, основную роль играет политическая воля государства соблюдать права и свободы человека. Если есть политическая воля, то все проблемы можно решать, в том числе, путем консультаций, обмена мнениями с правозащитными организациями для изменения ситуации.

Как можно решать проблемы

К сожалению, правозащитные организации в Беларуси имеют не так много возможностей системно изменить положение с правами человека в стране. В то же время без их работы и непосредственного вмешательства многие ситуации остались бы неразрешенными.

Кроме непосредственной помощи правозащитники регулярно мониторят ситуацию в стране и имеют возможность доносить альтернативный взгляд до международного сообщества, граждан и опосредованно до государственных институтов. Благодаря в том числе, правозащитным организациям, после событий 2010 года были освобождены политические заключенные в стране.

Еще один пример − есть статья 193.1 Уголовного кодекса, которая предусматривает уголовную ответственность за деятельность от имени незарегистрированных организаций. Усилиями правозащитников с 2011 года она практически не применяется, то есть людям не выносятся по ней штрафы, их не лишают свободы, как это было, когда статью ввели в уголовное законодательство.

Недавно правозащитные организации разработали очередную общую позицию по ситуации с правами человека в Беларуси. Например, сейчас государство делает вид, что ухудшения ситуации с правами человека, которое произошло весной этого года, когда в стране было больше тысячи задержанных, оказывалось давление на правозащитников и журналистов в связи с их профессиональной деятельностью, не было. Но правозащитники настаивают на том, что нельзя закрывать глаза на то, что происходило, чтобы этого не повторялось. 

Важна не только констатация негативных и некоторых позитивных тенденций в области прав человека в стране, но и в первую очередь наличие рекомендаций для белорусского государства, международного сообщества и институтов, других организаций гражданского общества. Этими рекомендациями правозащитные организации показывают, как можно начать решать проблемы в области прав человека в нашей стране. 

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 7
  • Балл: 5