«У нас другая деревня». Чем заманить иностранцев

Рынок сельского туризма меньше ощущает кризис, чем турфирмы.

Поток туристов в белорусских агроусадьбах снизился по сравнению с тем, что было 3-4 года назад, когда гости заполняли их весь сезон. Путешественники ищут более дешевые и привлекательные варианты. Но даже сложные экономические условия не остановили развитие регионального туризма, считает руководитель Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова.

− Недавно обратила внимание, как много в Беларуси проводится фестивалей в регионах. Это значит, что развитие агроэкотуризма, регионального туризма идет, − отмечает эксперт по агротуризму.

«Тяжелые» деньги белорусского регионального туризма

С одной стороны, владельцы агроусадеб, будучи игроками молодого туристического рынка, сразу осознавали, что кризисное время можно использовать с пользой – искать новые ниши, расширять туристическое предложение, дожидаясь улучшения условий.

− Туристы приезжают в сельскую местность примерно на неделю, они ожидают «чего-то особенного». Владельцы усадеб и заинтересованных организаций стали кооперироваться, создавая уникальный продукт. Те, у кого позволяют условия и контекст, начали работать со школами. Сделали тематические программы под классы: вокруг меда, связанные с выпечкой хлеба, голубикой и даже просто театральные постановки. В итоге — к ним едут, − говорит Валерия Клицунова.

Валерия Клицунова

По ее оценке, игрокам регионального туристического рынка в Беларуси сложней, чем в других странах.

− В Италии достаточно отреставрировать свой дом, унаследованный в прекрасном состоянии, сделать его стильным, приготовить завтрак – и все. Потому что вокруг полно архитектуры, рынков, ресторанов, магазинов, − объясняет Валерия Клицунова.

Владельцам белорусских усадеб приходится немало вложить в инфраструктуру, а также придумать, чем же заинтересовать туриста. И пока, по словам эксперта, это удается.

Если в новом указе по агроэкотуризму не будет запретов на проведение массовых мероприятий и свадеб, ограничений по пребыванию гостей только до двадцати человек, то процесс продолжится достаточно устойчиво.

− Если документ подпишут в том виде, в котором его согласовали, то все будет хорошо, условия не ужесточатся, а наоборот, легализуются. Если же вернутся к высказанным раньше идеям о различных ограничениях, люди разочаруются, многие продадут все и уедут, − считает эксперт.

«Раскулачивание мы уже проходили. Оставьте людей в покое!»

Почему белорусские усадьбы полюбились россиянам

За последние десять лет количество агроусадеб выросло больше, чем в 60 раз. Белорусский агроэкотуризм привлекает россиян, литовцев, латышей, эстонцев.

− В основном приезжают семьи, корпоративные группы, которым нужно провести тимбилдинг, люди, которые хотят провести праздники – свадьбы, юбилеи, − рассказывает Валерия Клицунова.

Введение пятидневного безвизового режима никак не отразилось на потоке туристов на агротуристическом рынке.

− Человек прилетит в аэропорт, осмотрится, побудет в Минске, может съездить в Дудутки или на Линию Сталина, может быть, посетит Мир и Несвиж. Глядишь — и уже уезжать. А поехать в деревню надо без спешки, побыть там некоторое время, − комментирует Валерия Клицунова.

Если количество дней увеличится, то иностранных гостей, которых привлекает региональный туризм, станет больше.

− Тогда люди выделят время для такого уникального турпродукта, которого нет в Европе. Ведь у нас другая деревня, − уверена эксперт.

По словам посла Беларуси в России Игоря Петришенко, около 80% посетителей белорусских агроусадеб – россияне.

«Среди трендов 2017 года – рост популярности экотуризма, бизнес-туризма, оздоровительного и событийного. Нынешний год станет в Беларуси годом значительного роста национального туррынка по сравнению с предыдущим периодом», — сообщил посол российской прессе.

В рейтинге NationalGeographicTravelerAwards 2016 Беларусь победила в номинации «Агротуризм», получив большинство голосов российских пользователей ресурса (24%) и обойдя в этой номинации Италию и Францию.

В первую очередь это потому, что россияне здесь хорошо себя чувствуют: комфортная обстановка, нет языкового барьера, хорошее отношение, считает Валерия Клицунова.

− В их глазах мы впереди Италии, которая дороже и дальше. Хотя агротуризм в Италии – номер один в Европе. И я всегда мечтала, чтобы наша страна стала славянской Италией, − говорит глава «Отдыха в деревне».

В развитии агроэкотуризма Беларусь пошла по собственному пути.

− Инфраструктурно мы гораздо беднее соседних стран. Значит, нужно брать чем-то другим – душевностью, традициями, историей, фольклором. В белорусском агротуризме нет концентрации на отельных услугах. Люди стараются предложить «изюминку», − отмечает собеседница Завтра твоей страны.

Что такое белорусская «изюминка»

Белорусская история, в том числе этническая, может быть основой успешных региональных туристических продуктов. Более перспективные проекты те, что опираются на нематериальное наследие, обряды и песни, ремесла, традиционные праздники, считают эксперты.

− Надо говорить о своей истории. И в принципе переосмыслить ее, а не жить с точки зрения истории соседнего государства, − подчеркивает руководитель БОО «Отдых в деревне».

«Мы маем міфы» — таков девиз нового туристического продукта, запущенного в Березинском заповеднике который, по задумке создателей, напоминает белорусам об их корнях.

Фото: Интерфакс

− Этот проект связан с самосознанием белорусов. Мы с детства учили греческие мифы. А у белорусов были почему-то сказки и падания – все на порядок ниже. Но если мы народ, нация, независимое государство, то не лишним будет вернуться к истокам, − считает Валерия Клицунова.

Проект Центр мифологического туризма объединяет Музей мифологических существ и познавательную тропу «У краі міфаў». Во время прогулки по лесной тропе туристы останавливаются у 17 инсталляций, которые воплощают белорусских мифологических существ, которые, согласно поверьям, охраняли и защищали местную природу. По словам создателей тропы, через мир белорусской мифологии гости узнают о том, как наши предки относились к природе. Актеры в образах Болотника, Лешего, русалок, Кикиморы и других мифологических существ показывают инклюзивные театральные постановки, через которые рассказывают о природе и мифах.

Для тех, кто жаждет адреналина, предлагают ночные экскурсии, во время которых все происходящее зрелище воспринимается более остро.

− Любой проезжающий мимо турист имеет возможность посетить тропы заповедника. Сюда постоянно приезжают дети − и не только − со всей Беларуси, из России, Германии, Польши и других стран. Потому что одно из ключевых направлений – это экологическое просвещение, − рассказывает директор Березинского биосферного заповедника Андрей Прокошин.

К мифологическому наследию или акценту на исторические события можно привязывать различные фестивали и праздники, считает эксперт в области мифологии Дмитрий Скворчевский.

− Вельмі цікавы і перспектыўны накірунак – фестываль міфалогіі. Той жа запаведнік можна зрабіць цэнтрам міфалагічнага турызма, – говоритДмитрий Скворчевский.

Центр создали Белорусское общественное объединение «Отдых в деревне» и Березинский заповедник в рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зеленой» экономике», который реализуется Программой развития ООН и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды при финансовой поддержке Евросоюза.

− Важна захоўваць спадчыну і памяць аб гісторыі, а таксама інтэрпрэтаваць іх. Гэта частка праекта па развіцці “зялёнай” эканомікі ў Беларусі і добры прыклад таго, што іініцыятывы павінны сыходзіць знізу. Гэты праект паспрыяе эканамічнаму росту і павялічыць колькасць турыстаў, − сказала глава представительства Евросоюза в Беларуси Андреа Викторин во время открытия центра.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 14
  • Балл: 4.8