Пять проектов, которые изменят Беларусь

Их авторы — необыкновенные люди.

Андрей Ленкевич, организатор фестиваля «Месяц фотографии», фотограф, куратор

Фотография не воспринимается как искусство. Пока в Беларуси нет музеев, систематизированных коллекций фотографии, авторитетных исследований.

— Мы берем на себя решение этой задачи, — говорит Андрей Ленкевич. — Конечно, мы не заменим Художественный музей, но мы можем показать насколько это богатый вид искусства. Кроме того, фотография как визуальный язык очень сильно изменилась за последние 10-20 лет.

Сейчас выставки «Месяца фотографии» в Минске посещают более 10 тыс. человек. Большинство из них — это активная молодежь от 25 до 35 лет. Люди, которые уже имеют определенный культурный опыт и много путешествуют. Именно для такой аудитории авторы проекта хотят сделать больше.

Фестиваль «Месяц фотографии» объединяет ресурсы и возможности более 20 организаций. Но это только начало. В ближайшие 10 лет планируется открытие Бюро «Месяца фотографии» - постоянно действующей выставочной площадки в Минске и создание коллекции, которая станет основой для нового Музея фото.

— Открытие музея — это цель, которую мы ставим перед собой на ближайшие 5-10 лет, — говорит Андрей Ленкевич.

Музей, по его мнению, это не просто место хранения фотоматериалов, а творческая и научная лаборатория, где студенты, аспиранты смогут вести исследования.

Регулярная активная деятельность в области искусства фотографии в ближайшие несколько лет откроет в современной культуре новую область. У профессионалов появиться больше возможностей и стимулов для развития, а широкая аудитория получит доступ к эксклюзивным источникам по современной фотографии.

— Цель всего, что мы делаем, — изменить расхожие стереотипы: «фотография - это несерьезно», «фото - это не искусство». На самом деле фотография — это искусство, а авторы фото — это не просто «фотографы», а художники, — говорит Андрей Ленкевич.

Лера Грин, Cinema Perpetuum Mobile (ISFF), Международный фестиваль короткометражного кино

Особенность короткометражного кино — лаконичность, точное распределение времени на идеи, сцены, героев. Короткий метр — это жанр, который «говорит» только самое важное и нужное. Кинопроизведение длится не больше 35-45 минут. Поэтому программы короткого метра (обычно не более 90 минут) имеют сильное воздействие на аудиторию.

— Пока зрители выбирают привычные варианты досуга, например, сходить на нашумевший полнометражный фильм в кинотеатре, — говорит Лера Грин, координатор Cinema Perpetum Mobile (ISFF). — Мы хотим это изменить и сделать «короткий метр» более популярным и доступным видом отдыха.

Короткометражные работы, как правило, не выкладываются на Youtube, Vimeo. Поэтому у авторов остается обычно два варианта выхода к зрителям: фестивали и телевидение.

— Фестиваль позволяет познакомиться с мировыми премьерами, а также расширить аудиторию белорусского короткометражного кино, — говорит Лера Грин.

Аудитория фестиваля — это киноманы и «мимо проходящие люди», готовые выйти из привычных «зон комфорта».

— Для нас не важен возраст и социальный статус зрителей. Короткий метр позволяет делать кино для каждого, — говорит Лера Грин. — Наша цель — регулярные показы не только в Минске, но и в других городах Беларуси.

Кинотеатры, музеи, некоммерческие пространства, фестивали под открытым небом и фестивали-партнеры могут стать площадками фестиваля.

Организаторы мечтают о включенности жанра в общий культурный контекст.

—Это кино, это искусство. И, возможно, в будущем, учитывая современный темп жизни, такая форма станет предпочтительнее для зрителей из-за хронометража и информативности, — считает Лера Грин, координатор Cinema Perpetum Mobile (ISFF).

Ну и «супер цель» организаторов фестиваля — повлиять на вкусы людей, пригласить их в мир немассового кино, а это значит побудить к саморазвитию.

Анна Самарская и Татьяна Зайдаль, Проект AUDITORIUM, лекции, законченные циклы и образовательные программы по культуре и искусству для взрослых.

Лекции в рамках AUDITORIUM предназначены для всех людей от 16 лет и старше, которые хотят развиваться и получать новые знания, общаться и двигаться вперед. Цель проекта просветительская — заполнить пробел в сфере образования.

— Мы популяризируем гуманитарное знание от человека к человеку. Насмотренность, начитанность, эрудиция ‒ все это создается не только в музеях, кино и театрах, но и в общении, — говорят авторы проекта.

Анна и Татьяна уверены, что на лекциях по искусству и культуре, взрослые учатся мыслить критически, а это крайне важно для жизни. Не принимать все как «данное», смотреть на явления с разных сторон, не бояться высказываться публично, — навыки, которые улучшают качество жизни и человека, и всего общества.

—Думай и узнавай новое, развивайся головой и сердцем – это то, что мы хотим донести до каждого, — говорят Анна и Татьяна. —В этом году мы приглашением «звездных» лекторов на наши занятия и расширяем тематику встреч до разговоров о современных формах поведения в обществе. Культура в широком смысле слова.

В планах на 5-10 ближайших лет сделать AUDITORIUM нарицательным понятием качественного, увлекательного и актуального гуманитарного образования для взрослых.

— Хотелось бы,  чтобы на наших курсах побывали 20% населения Беларуси. Это означало бы общее развитие в стране и позитивное влияние на остальные 80% жителей, — говорит Анна Самарская.

Оксана Гайко, проект Brest Stories Guide, Брест

Проект Brest Stories Guide — это цикл документальных аудио-спектаклей в городском пространстве Бреста. Тема спектакля-путешествия — антисемитизм и уничтожение брестской еврейской общины в 1941-1942 годах.

— Перед началом войны в Бресте проживало около 24 000 евреев,  -  около 45% населения города. Все эти люди были уничтожены. Выжили около 20 человек, — рассказывает Оксана Гайко, автор идеи проекта, режиссер. — Холокост и разрушение знаковых для еврейской жизни объектов в пространстве города стерли и память о еврейской общине.

Аудио-спектакль – это экскурсия по «несуществующему» Бресту. Зритель в свободном режиме перемещается по карте, руководствуясь программным обеспечением на основе Android. На карту нанесены ключевые точки, связанные с еврейским наследием и жизнью в гетто.

Проект Brest Stories Guide — результат совместной работы около двадцати человек, ИТ-разработчиков, историков, экспертов  еврейских организаций, а также лучших актеров брестских театров.

Проект создан на стыке искусства, исторического наследия и туризма, может быть использован в образовании и поднимает важные этические вопросы.

Аудитория — это жители Бреста, туристы, все, кто интересуется новаторскими туристическими и культурными продуктами.

Перспектива — новые маршруты и новые истории.

— Сейчас история Бреста забывается в пользу главного мифа о героической обороне Брестской крепости. Я хочу, чтобы в городе проявилось больше знаков «невидимых» сообществ, важных для города. Например, история женщин Бреста или чтобы прозвучали истории 90-х, — говорит Оксана Гайко.

— Путешествие по несуществующему городу, — такое туристическое предложение может «сработать» в любом месте Беларуси, — считает она. — Вокруг нас новые здания и окружение созданное относительно недавно. История часто остается невидимой. Увидеть и услышать прошлое теперь можно, взяв на вооружение уникальный опыт Brest Stories Guide. Идея проекта обладает просто невероятным потенциалом.

Виктория Хотянович, проект Red Art, Гродно

«Арт-терапия» — здоровье через искусство. Возможно, когда-то давно только состоятельные люди могли позволить себе решать проблемы при помощи рисования. Проект Red Art открыл эту возможность для всех желающих. Занятия проходят в кафе и ресторанах Гродно, в уютной и расслабленной атмосфере.

Аудитория — взрослые люди, без опыта рисования в прошлом. Занятия пользуются популярностью у женщин - их около 80%, 20% это мужчины в возрасте 25-40 лет.

Авторы проекта Red Art стремятся сделать рисование общепринятым городским видом отдыха и развлечения.

— Мы считаем, что любой человек, любой профессии может создавать свои интерпретации картин, рисовать в легкой и непринужденной обстановке, после рабочего дня, либо в выходной, с помощью направляющего художника, — говорит Виктория Хотянович, автор проекта Red Art. — Занятия помогают раскрепостить людей и дать им большую свободу и уверенность в собственном творчестве и способностях.

Организаторы рассчитывают, что в будущем участники проекта будут прибегать к этому виду арт-терапии самостоятельно, в своем привычном окружении, например, дома.

Авторы проекта стремятся к тому, чтобы было больше здоровых и счастливых людей. Участники Red Art организовали выставку по результатам полугода занятий в одной из галерей Гродно.

— Это очень важное событие для тех, кто никогда и подумать не мог, что его работы будут висеть в галерее, — говорит Виктория Хотянович. По ее мнению, такие проекты раздвигают границы понимания искусства и человека.

В ближайшее время создатели Red Art планируют открыть свое пространство с обучением различным направлениям прикладного искусства, лекциями, коворкингом.

—Наш проект показал, что арт-терапия очень востребована у гродненцев, — говорит Витория Хотянович.  

В рамках вроекта ЕС-Восточного Партнерства «Культура и креативность» 50 белорусских менеджеров в области культуры  проходят обучение и получают знания в вопросах ведения бизнеса, поиска партнеров и ресурсов, продвижения идей, законов менеджмента и маркетинга.

Фото к тексту предоставлены организаторами проекта «Культура и креативность»

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 4
  • "ПРОТИВ" : 0