Как заставить вице-премьера сделать туалеты бесплатными

Тайные пружины воздействия на чиновников раскрывает создатель проекта «Удобный город» Владимир Ковалкин.

Есть стереотип, что чиновники практически не прислушиваются к мнению граждан. Но результаты проекта «Удобный город» показывают, что около 60% петиций и обращений дают результаты.

Около 15-20% составляют отписки. Такие ответы – это нарушение действующего законодательства, говорит руководитель проекта «Удобный город» Владимир Ковалкин.

Владимир Ковалкин

Чаще всего, получив отписку от одной госструктуры, люди прекращают бороться.

− Когда чиновники пишут описки абстрактного содержания, они как раз и надеются, что человек больше никуда не будет обращаться, − поясняет Владимир Ковалкин.

Он рекомендует всегда обжаловать такие ответы – вышестоящая инстанция может рассмотреть обращение повторно и спустить вниз распоряжение разобраться с проблемой.

Успешные примеры, когда настойчивость людей побеждала бюрократию, уже есть. Один из пользователей ресурса «Удобный город» пытался добиться, чтобы на белорусских вокзалах туалеты стали бесплатными. Он написал около семи петиций в разные инстанции – от дирекции железнодорожного вокзала до Министерства транспорта. Решение вопроса бесплатных туалетов сдвинулось с мертвой точки только после того, как депутат Андрей Рыбак  обратил на него внимание вице-премьера Василия Жарко, сославшись на то, что это могло бы повысить туристическую привлекательность нашей страны.

− Проблема совсем не уровня вице-премьера, но мы видим, как человек, не сдаваясь, все-таки достучался до высшего уровня управления государством, и сам Василий Жарко его поддержал, − говорит эксперт.

Общаясь с депутатами, вице-премьер, согласился, что «это не дорогостоящий вопрос. Не все знают, куда бежать, где деньги платить, такая услуга должна быть бесплатной».

− В общении с госструктурами через петиции важно выиграть последний раунд, — подчеркивает Владимир Ковалкин.

Пять простых вопросов о том, как петиции меняют жизнь белорусов

Другая сторона медали успешных «переговоров» с госструктурами – это повышение гражданской ответственности. По мере того, как люди добиваются результатов от своих петиций и обращений, они все больше интересуются окружением, чаще замечают проблемы и не проходят мимо них. Они часто не только ждут решения проблем от чиновников, но и сами становятся более ответственными гражданами.

За что чиновники боятся получить «по шапке»

Чаще всего чиновники идут навстречу в вопросах, которые касаются благоустройства города, регулирования дорожного движения, улучшения условий на дорогах и улицах, ремонта велосипедных и пешеходных дорожек.

− Если в бюджете местных администраций есть деньги, госслужащие охотно решают такие проблемы, − говорит Владимир Ковалкин.

Сложнее с проблемами республиканского значения, а также с теми, которые касаются изменений законодательства или нового регулирования. На это есть несколько причин.

− Во-первых, нужно согласовывать действия с большим количеством госорганов, во-вторых, цикл внесения изменений в законодательство достаточно долгий. Сначала ответственный орган собирает все предложения, и только после этого в момент обновления законодательства (раз в несколько лет) их рассматривают, − поясняет руководитель проекта «Удобный город».

От момента обращения до конкретного результата может пройти от двух до четырех лет. Но оказывается, и на республиканском уровне можно что-то изменить.

− Прошло чуть больше года после адресованной Министерству антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) петиции о том, чтобы на ценниках в магазинах цену указывали не только за единицу товара, но и за килограмм или литр. С 1 января нормы ввели в качестве рекомендательных, а с 1 июля они станут обязательными для всех магазинов, − рассказывает Владимир Ковалкин.

Несколько раз представители столичной госавтоинспекции отвечали авторам обращений, что их предложения постараются включить в новую редакцию правил дорожного движения. Например, ужесточить ответственность и увеличить штрафы для тех, кто паркуется на местах для людей с инвалидностью или за аварии, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, разрешить велосипедистам передвигаться по дорогам общего пользования.

«Пугать и ругаться не помогает». Велосипедистов хотят выпустить на проезжую часть

Скоро можно будет проверить, какие из предложений могут реализоваться — новая редакция ПДД уже дорабатывается.

А вот проблемы, связанные с тем, что белорусские чиновники воспринимают как политические или идеологические вопросы, практически не решаются. Это все вопросы, связанные с белорусской культурой и языком, национальной символикой, бело-красно-белым флагом, гербом, Днем победы, проведением праздничных парадов.

− Чиновники боятся пойти вразрез с мнением президента и получить за это по шапке. И такие обращения чаще всего попадают на рассмотрение в отделы идеологии, которые практически никогда ничего не решают и просто пишут отписки. Лучше переводить их в другую плоскость, сужать до конкретных норм и правил, − говорит эксперт.

О пользе «массовости»

Грамотный текст обращения содержит как минимум три важных компонента: описание проблемы, факты и аргументы, подтверждающие ее наличие и то, что она беспокоит многих людей, предложения по ее решению.

− После размещения петиции на сайте стоит еще провести хорошую пиар-компанию по сбору подписей и вызвать максимальный общественный резонанс, чтобы чиновники видели, что проблема актуальна и ее обсуждают, − советует Владимир Ковалкин.

Хоть с юридической точки зрения количество подписей не влияет на важность петиции, но в госструктурах всегда внимательнее рассматривают «массовые» обращения.

Индекс адекватности чиновников: как хитрят строители, забалтывают идеологи и водят за нос финансисты

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 27
  • Балл: 5