«Это «бомба замедленного действия»

Кому захотелось «почистить рынок» дополнительного образования и зачем Министерству образования загонять всех игроков под свой контроль?

Завершилось общественное обсуждение проекта изменений в Кодекс об образовании. В ближайшее время документ отправится на рассмотрение в Совет Министров, сообщилна днях министр образования Игорь Карпенко.

Что потеряют потребители услуг дополнительного и неформального образования, если предложенные изменения будут приняты без учета интересов игроков неформального образования — на пять самых больных вопросов отвечает директор образовательного центра «Новое завтра»Ольга Рудь.

Какие нововведения настораживают?

В первую очередь, в документе могут появиться новые понятия. Например, новое определение «иных организаций», к которым относятся все организации неформального образования, как общественные, так и бизнес. Из него следует, что эти организации могут заниматься образованием, но не как основным видом деятельности. Если же образование – основной род услуг организации, то она, согласно документу, должна будет перерегистрироваться в учреждение образования, стать некоммерческой организацией или ИП и перейти под контроль Министерства образования.

Еще один настораживающий момент в том, что осуществление дистанционной формы получения образования (она впервые упоминается в Кодексе отдельно) будет реализовываться по отдельному положению Министерства образования. Если это применят на практике, то дистанционное обучение, которое особенно распространено в неформальном образовании, может быть реализовано только в соответствующих образовательных программах и только по положению, утвержденному Минобразования.

Есть вопросы и к другим статьям документа, которые касаются определения качества образования, бюджетного финансирования сферы образования.

Чем это грозит неформальному образованию?

По сути, государство запрещает бизнес в сфере образования как таковой, что противоречит свободе выбора формы собственности при регистрации юридического лица и всем тенденциям либерализации бизнеса. С точки зрения развития бизнеса — это десять шагов назад.

В одной из статей проекта изменений в Кодекс об образовании говорится, что организации, занимающиеся образовательной деятельностью, должны «уведомлять местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, об осуществлении и прекращении образовательной деятельности». Эта норма, по разъяснениям Министерства образования, включена с целью более эффективного обеспечения контроля за качеством образования.

Во-первых, что это за органы? Во-вторых, получается, что ни одна организация не сможет провести ни одно образовательное мероприятие, даже разовое, без согласования с этими органами? Это похоже на тотальный контроль над неформальным образованием.

Кому выгодна «чистка рынка»?

По сути, это «бомба замедленного действия», которая перевернет весь рынок. А точнее,  очередная попытка государства загнать всех игроков под свой контроль.

Нужны ли неформальному образованию контролеры?

Скорее всего, это результат лоббирования государственных учреждений образования, которые, в первую очередь, из-за бизнес-организаций теряют клиентов и захотели бы «почистить рынок». Они понимают, что большинство организаций, предоставляющих образовательные услуги, не будут перерегистрироваться в учреждения образования, так как в таком статусе нужно соответствовать большому списку требований в работе.

Для того, чтобы перерегистрироваться в учреждение образования, нужно работать по утвержденному Министерством образования положению, подчиняться этому ведомству, вести документацию совершенно другим образом, чем это происходит сейчас, иметь научно-методическое и кадровое обеспечение согласно требованиям министерства. Все это придется реализовать за собственные средства, без бюджетной помощи. От этого качество образования более высокого уровня, которое сейчас обеспечивают некоторые организации неформального образования, упадет – его загонят в рамки формального. Не говоря о больших дополнительных расходах в условиях падения спроса.

Назначение руководителя учреждения образования согласовывается с Министерством образования. Ни один бизнес этого не пожелает. Если же этот вопрос будет решаться иным путем, то непонятно каким, потому что других вариантов в проекте документа не прописано.

Какого образования не хватает белорусам?

Стоило бы изменить подход к определению «качества образования», который сейчас полностью исключает оценку его основного результата: возможность применять полученные знания для дальнейшей деятельности, то есть через получение компетенций. Сейчас понятие качества и есть основная проблема современного образования, как бы пафосно это ни звучало.

«Качество образования – соответствие образования требованиям образовательного стандарта или учебно-программной документации соответствующей образовательной программы», говорится в документах. Если эти образовательные стандарты и программы пишут, как сейчас, теоретики-методисты – то о каком качестве может идти речь? Полученные компетенции, способность осуществлять деятельность в соответствии с полученным образованием, трудоустраиваться без проблем – вот, что должно находиться в основе понимания качества образования.

Именно в рамках дополнительного образования люди чаще всего меняют свою жизнь и находят себя уже во взрослом возрасте (особенно в нынешней экономической ситуации).

Как госпредприятиям избавиться от лишних работников, не выбрасывая их на улицу

Кому нужнее деньги из бюджета?

Еще одна преграда для развития дополнительного и неформального образования – это открытый приоритет государственных учреждений образования в части привлечения обучающихся и финансирования из государственного бюджета.

Государство осуществляет финансирование части расходов учреждений образования частной формы собственности, иных организаций, реализующих  образовательную программу дошкольного образования. А почему государство хотя бы частично не хочет также финансировать сферу дополнительного образования взрослых? Ведь эти программы не менее, а может, и более важны для современной экономики. В Германии, например, дополнительное образование в большей степени финансируется государством.

Но в Беларуси только государственные учреждения образования имеют доступ к бюджетным средствам и материально-технической базе. При этом бюджетные деньги могли бы распределяться на конкурсной основе в рамках специальных программ по развитию дополнительного образования для взрослых и активизации переобучения безработных или граждан, находящихся на гране увольнения.

Вместо того, чтобы способствовать валидации и признанию результатов неформального образования, как это все равно планируется в рамках внедрения Национальной системы квалификаций и Болонского процесса, государство продолжает настаивать на существенном различии в уровне и результатах полученного образования в формальном и неформальном секторе, в том числе, через разрешаемые к выдаче документы государственного образца. После обучающих курсов в частных центрах слушателям официально не присваивается профессия, разряд или квалификация. По итогам обучения они получают справку о прохождении курса государственного образца. Такая же справка выдается тем, кто не закончил успешно школу или вуз в государственной системе образования.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 58
  • Балл: 4.7