Мировые цены на нефть и белорусские интересы

Если прогнозы относительно роста цен на нефть оправдаются, Беларусь получит солидные газовые бонусы. Однако пока неясно, сработает ли этот сценарий.

После урегулирования нефтегазового конфликта президент Беларуси Александр Лукашенко назвал цену на российский газ для Беларуси в 2017 году – 130 за 1 тыс. куб. м. Между тем, для Беларуси средняя цена импортируемого российского газа составила по итогам 3 месяцев 2017 года 145 долларов за тыс. куб. м – это на 6,1% больше, чем за аналогичный период 2016 года. (В 2016 году средняя цена на российский газ составила для Беларуси 137 долларов за тысячу куб. м.).

В апреле вице-премьер Беларуси Владимир Семашко сообщил, что экономический эффект для Беларуси от договоренностей с РФ в нефтегазовой сфере в 2017 году составит около 500 млн долларов. Что касается газовой сферы, то такого эффекта не наблюдается. Даже напротив: в первом квартале текущего года Беларусь закупила в России газа на 0,7% меньше (5,6 млрд куб. м), а заплатить ей пришлось 810,4 млн долларов – на 5,3%, или на 41,1 млн доллларов больше, чем за такой же период прошлого года. Причина – подорожавшая нефть (отметим, что мировые цены на нефть влияют на цену на газ с определенным лагом во времени), ибо сама формула ценообразования на российский газ для Беларуси в 2017 году не изменилась.

Белорусские надежды, связанные с газовыми соглашениями, обращены в будущее. Заявлено, что в 2018 году Беларусь будет покупать российский газ благодаря предоставленной РФ скидке по  129 долларов за тыс. куб. м вне зависимости от конъюнктуры цен на нефть и газ, в 2019 году – по  127 долларов за тыс. куб.м. Очевидно, что чем выше будут на мировые цены на нефть на мировом рынке в 2018-2019 годах, тем больший выигрыш получит Беларусь благодаря газовой скидке.

Резкое падение цены на нефть привело к тому, что в 2016 году разница между белорусской и европейской ценой на газ сократилась до критично низкого для Беларуси уровня – примерно до  30-40 долларов за 1 тыс. куб. м, (хотя до падения цен на нефть он достигал 200-300 долларов и выше), что, помимо прочего, побудило белорусскую сторону потребовать от «Газпрома» пересмотра цены на газ.

Согласно прогнозам патриотически настроенных экспертов, к 2019 году мировая цена на нефть может вырасти до 60-65 долларов за баррель, вследствие чего цена на газ на европейском рынке достигнет 210-250 долларов за 1 тыс. куб м. Если прогноз оправдается, Беларусь действительно получит солидные газовые бонусы. Однако пока неясно, сработает ли этот сценарий.

ОПЕК пока не оправдала надежд РФ

В последнее время Россия приложила титанические усиления для того, чтобы подстегнуть мировые цены на нефть. 30 ноября 2016 года впервые за 8 лет страны ОПЕК и Россия договорились совместно снизить добычу – на 1,2 млн. баррелей в день, из которых 300 тыс. баррелей своей добычи обязалась ограничить Россия. Договоренности вступили в силу с 1 января 2017 года и были рассчитаны на 6 месяцев (с возможностью пролонгации).

Это решение ОПЕК сразу увеличило цену нефти на 8-9% – до 50-56 долларов за баррель. Однако в России надеялись на более быстрые и впечатляющие результаты от договоренностей. Они оказались «чуть меньше, чем мы хотели бы», заявлял вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Россия рассчитывала на рост цен до 55-60 долларов за баррель.

Рост добычи сланцевой нефти – один из главных факторов, мешающих ОПEК и странам вне картеля достичь своей цели. Усилия ОПEК и примкнувших к ней стран оживили сектор сланцевой добычи в США. Но как только ОПЕК и примкнувшие к ней Россия и другие производители сокращают предложение – растет спрос, и цены на нефть повышаются. При рыночной цене 40-50 долларов за баррель качать нефть становится выгодно почти всем американским добытчикам сланцевой нефти, поэтому они расконсервируют временно замороженные буровые установки и запускают новые скважины.

25 мая 2017 года в Вене министры 24 стран, входящих и не входящих в ОПЕК, договорились продлить сокращение добычи нефти до конца марта 2018 года. Квоты сокращения для стран ОПЕК и не-ОПЕК были сохранены, а новых участников сделки не прибавилось. Итог этих договоренностей разочаровал рынок – котировки нефти упали, так как трейдеры надеялись на дополнительное сокращение добычи или же продление текущего соглашения на год, то есть до середины 2018 года.

За продление договоренностей выступали прежде всего Саудовская Аравия и Россия. У них просто не было другого выбора, отмечают аналитики: Саудовская Аравия планирует в 2018 году провести IPO Saudi Aramco, а Россия готовится к президентским выборам в марте 2018 года. Поэтому они стремятся удержать цены на нефть и не дать им заметно снизиться, что, в свою очередь, позволяет добытчикам в США, а также другим крупным производителям (Канаде, Бразилии и Норвегии) наращивать добычу.

Тем не менее, в России рассчитывают, что в 2017 году цены на нефть останутся в диапазоне 55-60 долларов за баррель. Однако для России плюсы от сделки могут оказаться не столь очевидными – все зависит от того, какого уровня цены удастся достигнуть, ограничивая добычу. Если цена на нефть по итогам года окажется ниже 50 долларов за баррель, общий эффект сделки для России может стать отрицательным.

Эксперты также отмечают, что потенциал добычи нефти с низкой себестоимостью по-прежнему велик, и если соглашение перестанет действовать, это приведет к резкому росту производства как ОПЕК, так и России. И, как следствие, к новой ценовой войне за долю на нефтяном рынке. Поскольку такого сценария участники сделки попытаются избежать, эксперты не исключают, что в 2018 году последуют новые продления сделки по ограничению добычи нефти.

Белорусский бюджет-2017: реальный сценарий окажется лучше консервативного

Белорусский бюджет-2017 сформирован на основе консервативного сценария условий экономического развития. Основные его параметры: цена на нефть – 35 долларов за баррель, курс российского рубля – 75 рублей за 1 доллар, ставка рефинансирования – 15-17%.

Отметим, что доходы бюджета Беларуси на 2017 год предусмотрены в сумме 18,2 млрд белорусских рублей (около 9,623 млрд долларов) или с ростом к ожидаемому исполнению 2016 года на 6,1%. Основная доля доходов приходится на НДС, подоходный налог, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль. При этом в бюджете-2017 заложено поступление 491,7 млн долларов экспортных пошлин на нефтепродукты.

Запланированная бюджетом на 2017 год сумма в 491,7 млн долларов от экспортных пошлин на нефтепродукты рассчитана с учетом налогового маневра в нефтяной отрасли РФ, поставок нефти в Беларусь для переработки в объеме 24 млн тонн и при цене нефти Urals в 35 долларов за баррель.

Между тем, известно, что в 2017 году белорусские НПЗ смогут переработать лишь 18 млн тонн нефти. При этом следует учитывать еще один фактор, который напрямую повлияет на поступления в бюджет от поставок топлива на экспорт, – это снижение экспортных пошлин на нефтепродукты.

Если в течение 2016 году ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты держалась на уровне выше 32 долларов за тонну, то в 2017 году она снизилась до 23-27 долларов за тонну (это – следствие налогового маневра в нефтяной отрасли РФ). Снижение экспортных пошлин при сохранении физических объемов экспорта нефтепродуктов на уровне 2016 году (13,004 млн тонн) приведет и к снижению поступления в бюджет доходов от пошлин. С другой стороны, подорожавшая нефть может частично нивелировать эти потери для Беларуси. Помимо этого, еще 6 млн тонн российской нефти будет реэспортировано через Беларусь, в результате чего белорусский бюджет может пополниться суммой примерно в 300-400 млн долларов.

Подорожавшая нефть влияет и на экономику белорусских НПЗ. В первом квартале текущего года нефтяники закупили в РФ 4,049 млн тонн нефти (70,1% от уровня января-марта 2016 года) и заплатили за нее 1,169 млрд долларов – на 17,7%, или на 176,2 млн долларов больше. Средняя цена импортируемой нефти за этот период увеличилась на 67,5% – до 288 долларов за тонну. При этом за первые 3 месяца Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 45,7% – до 2,565 млн тонн. Однако цена на нефтепродукты повысилась на 72,8% и достигла 434 долларов за тонну. Как следствие, в стоимостном выражении поставки белорусских нефтепродуктов составили 1,112 млрд долларов. Они снизились на 6,2% в сравнении с первым кварталом 2016 года, или на 73,8 млн долларов.

  • Оцени статью: