Когда будут востребованы на Родине белорусы с зарубежными дипломами?

Почему они возвращаются и кому это выгодно?

В условиях ужесточения конкуренции на рынке труда компании ищут среди дипломированных специалистов  обладателей навыков, которые выгодно отличают их от других соискателей.

По словам директора по персоналу группы компаний «Алютех» Андрея Мелихова, выпускникам белорусских вузов часто не хватает самостоятельности и ответственности – неотъемлемых качеств для претендентов на определенные должности.

− Многие даже на выпускном курсе не готовы ответить на вопрос, кем хотят работать после окончания вуза. Они привыкли жить по расписанию: в детском саду, школе, вузе. За них все решила администрация учреждения образования, их задача состояла в том, чтобы отрабатывать обязательную программу. Им не хватает самостоятельности, активности и инициативности, − считает специалист.

Именно эти качества ценят наниматели в выпускниках зарубежных вузов.

− Они, как правило, более самостоятельны, обладают навыками самопрезентации и устной коммуникации, уверены в себе. Это выгодно отличает их от большинства выпускников белорусских вузов, − комментирует Андрей Мелихов.

Уровень подготовки, включая владение несколькими иностранными языками, опыт работы в компаниях за рубежом дает таким специалистам серьезное конкурентное преимущество на рынке труда и позволяет рассчитывать на более высокие заработки.

В иностранных университетах студенты «ищут себя»

Молодые белорусы отправляются учиться за границу ради тех навыков и возможностей, которые не дает белорусская высшая школа.

В 2011 году стартовала Стипендиальная программа «Открытая Европа». Позже ее дополнила Европейская стипендиальная программа для молодых белорусов. Около 300 белорусских студентов за это время получили образование в 250 университетах мира по 30 профессиональным областям. 

− Целью программы было стремление поддержать молодежь Беларуси, которая преследовала свои академические амбиции, поддержать мобильность и организовать возможность обучаться в университетах по выбору студентов, − рассказывает советник проектов ЕС Марлен Стоттрап. − Изначально программа была направлена на то, чтобы развивать элементы, которые включены в Болонский процесс, такие как студенческое управление, мобильность знаний и академические свободы.

Сами студенты говорят, что научились критически мыслить, решали академические задачи, участвовали в студенческом управлении и влияли на то, как  будет выглядеть их учеба в университете.

− Я общаюсь с каждым стипендиатом по несколько раз и отмечаю разницу между тем, каким человек приходил на собеседование при получении стипендии, и каким мы его видим через несколько лет обучения. Это более «сильные» люди, полные идей и амбиций, готовые реализовывать свои проекты, − отмечает Марлен Стоттрап.

Молодые люди имеют возможность присоединиться к учебным направлениям, которых нет в Беларуси. Получают новый опыт и контакты. Это расширяет спектр их возможностей, считает региональный координатор Американского совета по международному образованию Кевин Рейлинг.

Некоторые студенты изучали образовательные науки и педагогику в странах ЕС, и теперь работают в Беларуси в качестве приглашенных лекторов, знакомя белорусов с принципами организации европейского образовательного процесса.

Организационная команда проекта надеется, что после обучения молодежь вернется в Беларусь и будет приносить пользу конкретным компаниям и экономике в целом.

Некоторые выпускники находят себя в зарубежных компаниях, некоторые становятся интернациональными работниками и колесят по миру, но большинство возвращается и работает в Беларуси.

Что выигрывает страна?

94 выпускника этого года получили степени бакалавра и магистра в западных университетах.

«Зарубежные» выпускники привозят в Беларусь не только свой профессиональный ресурс. Они приезжают с новыми, часто нереализованными в стране идеями, опытом работы и знанием некоторых «секретов» успешности компаний.

Впрочем, не стоит рассчитывать на быстрый эффект, уверен Кевин Рейлинг. По его словам, результат образовательных программ заметен в долгосрочной перспективе.

− Выпускники этого года не принесут стране сиюминутной выгоды, но через некоторое время положительный эффект будет, − уверен эксперт.

По его мнению, выпускники подобных программ в профессиональном плане способны на многое, потому что им пришлось пережить опыт конкуренции во время отбора, адаптации к жизни в новой стране, постоянного самосовершенствования.

− Никто не может гарантировать, что выпускники вернутся в Беларусь. Но у каждого студента есть семейные и личностные связи, которые стимулируют их возвращаться на родину, − отмечает Кевин Рейлинг.

Останутся ли такие специалисты работать в Беларуси, зависит от того, что им предложит рынок и какие условия обеспечит страна в целом.

«Хорошее образование не может быть там, где много лжи и лицемерия» Сярэдняя адукацыя ў Польшчы: што як у Беларусі, а што інакш

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 11
  • Балл: 4.7