Креатив на экспорт: смогут ли белорусы продать свой творческий потенциал?

Как превратить национальную культуру в стимулятор роста экономики.

К 2030 году в развитых странах до 40% рабочих мест заменят роботы и искусственный интеллект. Люди сконцентрируются в творческих профессиях и креативных отделах.

Около 7 миллионов рабочих мест сократятся в результате роботизации производства и обслуживания уже к 2020 году, говорится в докладе Всемирного экономического форума. В основном изменения затронут административных и офисных работников.

По мнению экспертов, изменения стимулируют спрос на товары и услуги творческих профессий и рост креативных индустрий, сообщил руководитель Программы ЕС-Восточного партнерства «Культура и креативность» Тим Уильямс во время круглого стола «Развіццё творчых галін эканомікі ў сучасным тэхналагічным свеце: з пункту гледжання культуры, адукацыі і эканамічных перспектыў».

Тим Уильямс. Фото: Сергей Балай. Фото предоставлено организаторами круглого стола

Беларусь технологические изменения коснутся в меньшей степени. Однако, учитывая творческий потенциал белорусов, страна может стать поставщиком креативных решений на мировой рынок, считают эксперты.

− Креативный и культурный сектор – важный фактор для развития экономики и имиджа страны, − считает глава представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин. – Еще в 2000 году, когда я впервые побывала в Беларуси, меня впечатлил потенциал, который я обнаружила в этой стране.  

Андреа Викторин. Фото: Сергей Балай. Фото предоставлено организаторами круглого стола

Креативный и культурный секторы могут внести весомый вклад в белорусскую экономику и вывести страну на новый уровень на международном рынке.

По данным глобальной карты «Времена культуры», культурные индустрии приносят европейскому региону ежегодный доход в 709 млрд долларов и обеспечивают работой 7,7 млн человек.

«Слепая» зона белорусской культуры

Преградой в реализации креативных инициатив и творчества эксперты называют разделение белорусской культуры на два лагеря: официальный, поддерживаемый государством, и неофициальный, который часто развивается не благодаря, а вопреки.

Некоторые идеи представителей «неформального лагеря» выросли в проекты национального уровня, объединив сотни и тысячи людей по всей стране.

Эксперт в области культурных и креативных индустрий Кристина Фаринха из Португалии вместе с коллегами провела исследование потенциала развития творческих индустрий в Беларуси.

Кристина Фаринха. Фото: Сергей Балай. Фото предоставлено организаторами круглого стола

По ее словам, культурные и творческие проекты и кампании в Беларуси представляют собой «живой мотивированный профессиональный сектор». При благоприятном климате и взаимодействии с другими направлениями, в первую очередь сферой IT-технологий, он стал бы весомым фактором креативного прогресса и экономического роста.

Но нехватка признания на официальном уровне тормозит их расширение и влияние на культуру в целом и на экономику.  

− Кроме того, что разнообразные инициативы нуждаются в инвестициях, они также должны распространяться на государственном уровне, наравне с традиционной культурой, − считает эксперт.

Сейчас традиционные каналы инвестиционной и информационной поддержки ограничиваются культурным наследием, исключая из этого круга современную творческую индустрию.

При этом в Беларуси сложилась ситуация, когда официальные лица часто думают, что секторы, которые не зависят от государства, вообще не существуют, отмечает эксперт Либерального клуба Вадим Можейко.

Вадим Можейко. Фото: Сергей Балай. Фото предоставлено организаторами круглого стола

В результате официальная и неофициальная культуры развиваются в двух параллельных мирах. Это негласное противостояние тормозит развитие культурных и креативных программ.

Как найти общий язык

Кристина Фаринха считает, что зародившийся в Беларуси креативный сектор движется в правильном направлении, нащупывая запрос общества и предлагая продукты и услуги, которые быстро становятся востребованными.

Для того, чтобы быть более заметными на государственном уровне игроки могут «расширить обмен опытом и наработками, сделать более тесным взаимодействие, создавать кластеры и объединения», считает эксперт.

На успешное развитие креативных индустрий также влияет фактор творческих людей, которым обычно сложно скооперироваться из-за их активности и лидерских качеств, отмечает Вадим Можейко. Кроме этого, во всех сферах белорусского общества ощущается нехватка доверия друг к другу вместе с отсутствием социальных институтов, которым люди готовы доверять.

− Накладываясь друг на друга, эти факторы создают проблемы для творческих индустрий, − говорит эксперт Либерального клуба.

Поэтому перед тем, как выходить на сотрудничество с государством, представителям творческих индустрий и культурных проектов лучше научиться сотрудничать друг с другом и объединиться: создать коалицию для продвижения общих интересов.

− Но искусственные кооперации не могут быть действенными и успешными. Объединение – это естественный процесс, который должен вызреть.− подчеркивает Вадим Можейко.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 15
  • Балл: 4.7