«Мам, а когда Ленин умер, ты плакала? — Да, блин, и когда динозавры вымерли, рыдала…»

Как студенты воспринимают революцию 1917 года.

Знак позитивных изменений или символ тупикового пути — иногда оба эти смысла умещаются в сознании одного и того же человека.

К такому выводу пришли исследователи в ходе анализа текстов социальных медиа и высказываний студентов на тему Октябрьской революции 1917 года. Результаты исследования опубликованы в журнале «Вопросы психолингвистики».

Второе место после Великой Отечественной войны

Октябрьская революция 1917 года входит в число наиболее значимых событий XX века в сознании современной молодежи. Однако на верхушке «рейтинга» все-таки находится Великая Отечественная война.

Это выяснилось в ходе первого этапа исследования — опроса 2500 студентов разных специальностей из вузов 15 городов России. Возраст респондентов варьировался от 16 до 25 лет, среди них 41,1% мужчины, 57,9% женщины. Респонденты должны были без обращения к каким-либо материалам назвать 10 важнейших событий  XX века.

Великая Отечественная война набрала 9,1% от суммарного количества событий, упомянутых респондентами. То есть, как минимум 9 человек из 10 называли ее в качестве значимого события. Октябрьская революция оказалась на втором месте — 8,8%, на третьем распад СССР — 8,7%.

То, что Великая Отечественная война занимает первое место в списке самых значимых событий — объяснимо.

«В идеологической и медийной современной парадигме именно это историческое событие является ключевым для построения различных моделей формирования общественного мнения», — отмечают исследователи.

Ленин через сто лет «живой»

На втором этапе исследования была проанализирована информация из социальных сетей (Facebook, «ВКонтакте», ЖЖ), содержащая контент на тему 1917 года.

В ходе анализа выяснилось, что, несмотря на то, что пользователи социальных сетей  выражают разные мнения относительно революции, а также интересуются самыми различными ее аспектами, есть очевидное преобладание негативных характеристик. Авторы постов нередко употребляют такие слова и выражения, как «переворот», «ложь», «вранье», «катастрофа», «государство диктатуры люмпен-пролетариата».

«С другой стороны, в проанализированном материале присутствует сегмент, отражающий идеализированный обожествленный образ Ленина (ассоциативная связь Ленин — Иисус Христос)», — отмечают ученые. 

Анализ материалов соцсетей показал, что контекст революционных событий для современной молодежи представляется далеким и чрезвычайно туманным. Так, максимальный показатель индекса влиятельности (5787,6) и наибольшее количество лайков (6070) получил пост с таким содержанием: «Мам, а когда Ленин умер, ты плакала? — Да, блин, и когда динозавры вымерли, тоже рыдала…».

Прорыв и тупик одновременно

В рамках третьего этапа исследования студентам из трех московских вузов (МГУ, НИУ ВШЭ и РГГУ) предложили написать свободное анонимное сочинение (эссе) на тему «Как вы оцениваете октябрьские события 1917 года?». Всего в эксперименте принимали участие 300 человек.

В ходе анализа ученые пытались прояснить отношение к революции, ее причинам и последствиям.

Почти 30% затруднились дать какую-либо оценку события. Но в целом отрицательное отношение существенно преобладает над положительным.

Анализ текстов сочинений показал, что 1917 год в сознании респондентов обладает двойственной символикой.

«С одной стороны, события этого года представляются, как значительные — по большей части позитивные — изменения в судьбе российского государства. С другой, это символ тупикового пути, на который свернула Россия, соблазненная небольшой группой политических авантюристов. Самое интересное, что и тот и другой символические смыслы иногда совмещаются в одной и той же голове»,— резюмируют авторы исследования.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 11
  • Балл: 5