Как негосударственная организация сэкономила государству миллионы долларов

Рыночные отношения сами по себе не приводят к общему благу. Не стоит надеяться на это там, где  у власти находятся олигархические группировки. Это хорошо видно на примере некоторых соседей Беларуси, в частности, Украины.

Диагноз: коррупция

Тем не менее, в Украине после Майдана, который там называют Революцией Достоинства, появились реальные рычаги, с помощью которых гражданское общество старается обуздать аппетиты коррумпированных элит.

О примерах такого воздействия довелось узнать в Киеве в негосударственной организации – Центре противодействия коррупции (ЦПК). Активисты НГО добились  проведения ряда реформ, после которых «пилить» бюджетные деньги стало сложней.

Одна из значимых побед гражданского общества – установление в Украине нового порядка централизованной закупки импортных лекарств и медицинских изделий.

До 2014 года эта тема была весьма острой и болезненной. О чем свидетельствуют результаты многочисленных журналистских исследований, которые до сих пор можно найти в открытом доступе. Они фиксировали факты коррупции в ходе закупок  медпрепаратов за бюджетные деньги.

Характерно, что подобное всплывало при разных составах Кабинета Министров и независимо от политической принадлежности людей, занимавших пост министра здравоохранения.

После Революции Достоинства одновременно с Януковичем страну покинула и экс-министр здравоохранения Раиса Богатырева. В отношении неё и её сподвижников было возбуждено несколько уголовных дел, которые пока не доведены до логического завершения. Что в свою очередь свидетельствует о непростой ситуации в Украине, где много лет коррупция была обыденным явлением.

Даже после Майдана закупки медикаментов в конце 2014 года проходили с многочисленными нарушениями и злоупотреблениями.

Как констатируется в аналитическом отчете, подготовленном Центром противодействия коррупции, «вследствие бестолковой работы правоохранительных органов, победителями торгов стали  те же самые компании, что и во времена Богатырёвой».

Как выходили из коррупционной комы

Апофеозом коррупционных схем, которые продолжали реализовывать и после Майдана, можно назвать победу фирмы «Вектор Фарма» в тендере, состоявшемся в конце 2014 года. Украинские СМИ подчёркивали непосредственную связь этой структуры с беглым экс-министром и её соратниками.

Получив после победы в тендере стопроцентную предоплату от министерства здравоохранения на приобретение зарубежных лекарств в сумме 50 миллионов гривен (примерно 3,3 млн. USD  по тогдашнему курсу), «Вектор Фарма» так и не поставила необходимые медпрепараты.

Это было последней каплей, и команда ЦПК приступила к работе над реализацией реформы закупок лекарств.

Главная идея была в том, чтобы отстранить от процесса министерство и передать его функции признанным профессионалам международного уровня.

В конце концов, гражданские активисты совместно с западными экспертами, а также специалистами минздрава разработали  законопроект. Он предусматривал передачу закупок импортных медпрепаратов для Украины пяти неприбыльным международным структурам.

Это организации ООН (ПРООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также  Международная ассоциация обеспечения медикаментами (International Dispensary Association), Королевское агентство Великобритании (Crown Agents), Глобальный фонд по лекарственным средствам  (Global Drug Facility) и Партнерство по управлению цепочками поставок (Partnership for Supply Chain Management).

Законопроект встретил серьёзное сопротивление в украинском парламенте. Дело в том, что группа депутатов лоббировала интересы частных фармацевтических компаний, которым доставалась ранее большая часть бюджетного пирога.

Среди этих парламентариев был, в частности, владелец фармацевтической фирмы «Дарница» Глеб Загорий, а также Александр Третьяков, Александр Дроздик, Игорь Алексеев, Ирина Сысоенко и Константин Яринич.

Они не могли явно выступать против законопроекта, опасаясь выглядеть слишком одиозно, потому избрали иную тактику. Чтобы затянуть процесс передачи закупок лекарств международным организациям, лоббисты выдвинули шесть (!) альтернативных законопроектов, которые практически ничем не отличались от разработанного гражданскими активистами, кроме незначительных, на первый взгляд, поправок. Однако именно эти поправки могли бы свести на нет саму идею.

К счастью, первый вариант законопроекта удалось отстоять, и в марте 2015 года Верховная Рада приняла закон, который позволил международным неприбыльным организациям осуществлять закупки лекарств для украинцев за счет средств государственного бюджета.

Выздоровление

Результат не заставил себя ждать.  Вот несколько примеров.

Благодаря тому, что приобретение противотуберкулезных препаратов было доверено ПРООН (Программа развития ООН), удалось сэкономить в 2015 году 3,2 млн долларов по сравнению с 2014 годом.

Эта же организация занималась закупками препаратов для лечения гемофилии. Министерство здравоохранения выделило 11,3 млн долларов, а потрачено  –  9,5 млн долларов. Остаток пошел на приобретение дополнительных лекарств. 

ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), которому доверили закупку вакцин, провел все процедуры через свой центральный офис в Копенгагене и работал непосредственно с производителями лекарств, минуя дистрибьюторов. В итоге удалось закупить все необходимые Украине препараты и сэкономить 3,19 млн долларов, которые были использованы на приобретение дополнительных  партий вакцин.

Все лекарства для Украины, закупку которых передали международным организациям, были приобретены в 2015 году  по более низким ценам, чем в 2014-м.

Единственное исключение составила закупка антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных (переплата составила  1,13 млн долларов). Это объясняется тем, что в 2014 году под давлением мировой общественности, учитывая кризисную ситуацию, ряд фармацевтических компаний предоставлял Украине существенную скидку.

В целом общая экономия бюджетных средств, благодаря закупке импортных лекарств неприбыльными международными организациями в 2015 году, по сравнению с предыдущим годом, составила 620 млн гривен или 26,8 млн долларов.

Белорусы болеют иначе

Украинцы не очень довольны тем, как проходят у них выборы. По словам руководителя проектов Центра противодействия коррупции Анастасии Красносельской, избирательная кампания – такой брандспойт, который выбивает у избирателя все воспоминания об обещаниях, которые были позавчера. Память успешно промывают телевидение и билборды.

В Беларуси несколько иная ситуация. Во всяком случае, сегодня в нашем парламенте нет явных лоббистов интересов каких-либо групп частного бизнеса. Подавляющее большинство депутатов, как говорится, государевы люди, днем и ночью бдящие о благе народа и страны. А что касается фармацевтики, то благо понимается однозначно: максимально возможное импортозамещение.

Однако все течет и все меняется, как подметил еще в древности греческий философ Гераклит. И вполне возможно, что белорусы столкнутся рано или поздно с иными реалиями. И тогда  украинский опыт реформ может оказаться весьма полезным.

Учиться лучше на чужих ошибках.

  • Оцени статью: