Три истории о том, как стратегия устойчивого развития спасает экономику на местах

Что мешает белорусским сельсоветам обрести финансовую устойчивость?

Роботы, щепки и экологическое земледелие

Председатель Могилевского экологического общественного объединения «ЭНДО» Андрей Пахоменко уже восемь лет имплементирует программу устойчивого развития в Чаусском районе. Когда эколог представил местным чиновникам основные цели проектов, власти покачали головами – половина проблем нас не касается.

—Когда мы начали детально разбираться, выяснилось, что нас касается многое, другое дело, как на это посмотреть. Вот проблема – нищета. Начали вникать в документы ООН – разговор идет о том, чтобы разные группы населения могли участвовать в экономических процессах и получать достаточное качество жизни. Не потому, что им дали субсидию, а потому, что научили зарабатывать. Один из вариантов – самозанятость населения, — говорит Андрей Пахоменко.

Его команда просчитала, какие виды самозанятости выгодны для Чаусского района. Активисты пришли к выводу, что нужно развивать малый бизнес: ремесленничество, фермерство и агроэкотуризм – эти сферы уже освоены белорусами и не дают им оказаться у черты бедности, а также предотвращают трудовую миграцию из района.

— Формировать экономическую грамотность нужно со школы. Если ребенок в детском саду начинает продавать майских жуков за конфетки, то это малый бизнес. Почему бы и нет? И прибыль, и курс устанавливают сами – это же рыночные отношения! – говорит специалист. —Если выпускника девятого класса родители отправляют учиться в могилевский лицей, значит, образование в Чаусах неконкурентоспособно. Мы создали в райцентре класс по робототехнике – нигде нет, а у нас должен быть. И когда я слышу реплику могилевской школьницы: «Мама, а когда мы в Чаусы поедем? Там же роботы есть!», я понимаю — мы молодцы.

Одну из целей ООН – ликвидацию голода, тоже сразу забраковали чаусские власти, ведь вроде голода-то и нет. Эколог уверен, что обеспечивая людей продуктами питания, нужно думать не только об их количестве, но и о качестве. По словам эксперта, экологическое земледелие можно спокойно прописывать в стратегии устойчивого развития.

Активистов волнует и использование чистой энергии. Не только в экологическом русле, но и в экономическом, чтобы цены на электроэнергию не разоряли кошельки белорусов.

—Газ у нас российский, отходы древесины – свои. Но почему-то в сельской местности народ активно ставит газовые котлы. Хотя непонятно, будет газ или нет и по какой цене. Свои отходы пропадают, а чужой газ надо покупать за валюту, — говорит Андрей Пахоменко.

Эколога волнует и местная туристическая проблема. По его словам, люди не привыкли отдыхать в своем районе, из-за чего тоже теряется, хоть и небольшая, экономическая перспектива. ОО «ЭНДО»  уже подготовила несколько проектов для развития внутреннего туризма. Они направлены и на бизнес, и на инфраструктуру в этой сфере.

С 2014 года Чаусы – подписант Пакта мэров, в городе создан кординационный общественный совет по устойчивому развитию. В 2016 году родилась местная стратегия устойчивого развития, переработанная исходя из новых реалий.

Финансовая грамотность в сельсоветах

Учреждение «Новая Евразия» с 2015 года реализует проект «Расширение экономических возможностей в сельской Беларуси». В рамках открытого конкурса было получено 60 заявок. Поддержку получили 12 пилотных сельсоветов в каждой области страны.

Менеджер проектов учреждения Людмила Батуро, в первую очередь отмечает общенациональную проблему – распределение бюджета вертикалью, когда сельсоветам от него достаются крохи.

—Наша задача – укрепить навыки местных субъектов, чтобы жители сами могли развивать экономику территории. Самое главное – научить планировать это развитие, чтобы эффективно использовались небольшие бюджеты. Мы показали, как можно реализовать стратегию, — говорит специалист.

Как научить белорусов распоряжаться общественными деньгами

На первом этапе организация провела экономические исследования: оценила потенциал местных субъектов, пригласила экспертов, которые рассказали людям, как развивать территорию.

—Мы приехали в заболоченную местность. Сельсовет не знает, как правильно ее использовать. Приехал эксперт и говорит, мол, вам надо выращивать клюкву. На другой территории люди годами занимаются браконьерством – их деды и отцы этим жили, и они думают, что так правильно. Альтернативной занятости нет, люди постоянно сталкиваются с природоохранными службами. Эксперты помогли им легализировать эту деятельность – почему бы вам не создать кооператив, не арендовать озеро? Вы будете делать то же самое, но на своей законной территории, — рассказывает Людмила Батуро.

Приглашенные эксперты не разрабатывали стратегию устойчивого развития, а показали местным жителям, как это сделать самим: возили на тренинги в Польшу и звали на места координаторов и консультантов. Помимо этого, организация проводит семинары по привлечению ресурсов в местный бизнес. В итоге люди на местах занялись новыми видами бизнеса.

Государственный уровень

Замдиректора Научно-исследовательского экономического института Минэкономики Беларуси Наталья Берченко участовала в создании концепций регионального развития Беларуси, разработанных в рамках проекта ЕС/ПРООН.

—Один из приоритетов проекта – создание устойчивого конкурентоспособного народнохозяйственного комплекса в каждом регионе с учетом приоритетов национального уровня. Задачи стратегии устойчивого развития (СУР) регионального уровня – объединить усилия регионального сообщества, обеспечить поддержку местных инициатив, — говорит специалист.

Нереализованными, по ее мнению, остались такие вопросы, как создание механизма синхронной разработки. Законодательные акты должны идти не только «сверху» — при их создании следует прислушиваться и к нижним уровням.

—Нерешенными остаются вопросы освоения практических навыков стратегирования на всех уровнях, механизма непрерывного мониторинга и корректировки, нормативного закрепления и практического применения общественного участия, отмечает Наталья Берченко.

Специалист считает, что в стране нужно создать организационные структуры, которые будут мониторить реализацию стратегии устойчивого развития на местном уровне. Также, по ее мнению, необходимо разработать механизм для взаимодействия с НГО. Специалист считает, что сдвинуть с мертвой точки эти планы помогут создание межведомственного совета по устойчивому развитию и разработанный проект закона о государственном индикативном планировании.

  • Оцени статью: