«Власти не готовы делиться частью медиапирога с общественностью»

Что мешает развитию белорусских СМИ?

Революция в Украине дала мощный толчок для проведения реформ, одна из которых направлена на медиасферу. В стране создается общественное вещание, проводится разгосударствление печатных СМИ и открывается информация о владельцах крупных телеканалов. Беларусь тоже нуждается в коренных переменах, но получится ли у нас провести их?

В телевидении и радиовещании нет независимых игроков

Основная проблема белорусского медиаполя, по мнению председателя Белорусской ассоциации журналистов, юриста Андрея Бастунца, — чрезмерно высокий государственный контроль медиа. Например, Мининформ в Беларуси обладает огромными и постоянно растущими полномочиями. Это орган, без которого, по мнению эксперта, обходятся многие страны.

— В телевидении и радиовещании нет независимых игроков, в сфере общественно-политической печати превалируют госиздания. Страна далека от рыночных отношений. Из госбюджета на поддержку СМИ выделяется 45-47 млн евро в год. Также проблемой являются формы непрямой поддержки государственных медиа – принудительная подписка на газеты и журналы, рекламный рынок нередко обходит стороной частные СМИ, — говорит юрист.

Через трения с местными властями

Украина начала работу по разгосударствлению печатных СМИ в 2016 году. В стране сегодня существует более ста ведомственных и 555 коммунальных органов печати. Реформу планируют провести до 2018 года в два этапа.

— Все издания по решению трудовых коллективов до конца марта прошлого года решали, какой этап они выбирают. Первый этап – реформирование в 2016 году, второй – в 2017-2018 гг. После этого прошли собрания на местном уровне, чтобы подтвердить такое намерение. С самого начала начались трения с местными властями, некоторые депутаты говорили, мол, когда захотим, тогда отпустим. Мы ожидали, что в первый этап пойдут 555 изданий, но его избрали чуть более двухсот печатных СМИ, -- рассказывает Светлана Остапа, заместитель шеф-редактора «Детектор медиа», член наблюдательного совета Национальной общественной телерадиокомпании.

По ее словам, те издания, которые выбрали первый этап, опекают со всех сторон: и украинские организации, и ОБСЕ. Редакциям помогают  юридически, проводят тренинги, как нужно работать, потому что в Украине, как и в Беларуси СМИ еще не привыкли к рыночным отношениям. Украинские эксперты считают, что часть изданий не сможет выжить в рыночных условиях, особенно в экономически неразвитых районах, где нет рекламы. Чтобы избежать исчезновения, некоторые украинские СМИ объединяются, кто-то уходит в онлайн.

Власти приучили белорусов не задавать вопросов

Разгосударствление СМИ – один из ключевых вопросов реформирования и белорусского медиаполя. По мнению Янины Мельниковой, главного редактора проекта Mediakritika.by, в этом случае слабые СМИ умрут, появится здоровая конкуренция.

— Сейчас многие традиционные СМИ ставят перед собой задачу просто выжить, не развиваются профессионально. Например, во всех странах уже наигрались с дата-журналистикой, а мы все еще учим коллег худо-бедно осваивать эту технологию. При разгосударствлении выживут сильнейшие – те, кто на первое место ставит профессиональную журналистику, — говорит эксперт.

Но при нынешнем законодательстве и политическом строе разгосударствление невозможно, пока этого не захочет общество.

—Власти приучили белорусов – «мая хата з краю», не задавать вопросов, мол, вы там наверху решайте, а я здесь как-нибудь выживу. Выйти на улицу людей заставляют только такие заметные решения, как Декрет №3, — говорит Янина Мельникова.

«Не сейчас, не завтра и не через пять лет»

Украинская общественность уже решилось на серьезный шаг – создание общественного вещания. Осенью 2015 года практически полностью обновился состав Комитета по вопросам свободы слова и информационной политики, благодаря чему были приняты законы, которые десятилетиями лежали в парламенте.

— Мы лоббировали закон об общественном телевидении и радиовещании. После революции мы добились принятия этого закона. Над ним работали медиаэксперты и юристы, но в парламенте эти «штаны» начали по чуть-чуть обрезать, и получились шортики. Закон на выходе оказался декларативным, по нему было понятно, что и во что нужно реформировать, но непонятно, каким образом. По факту реформа началась в 2015 году, когда новый состав парламента внес изменения в закон, — рассказывает Светлана Остапа.

Реформа украинского общественного вещания началась с объединения национальных и областных теле- и радиоканалов. До декабря 2015 года был создан Наблюдательный, куда избирались не причастные к политике люди.

В Беларуси создание общественного СМИ, по мнению Янины Мельниковой, произойдет «не сейчас, не завтра и не через пять лет». Эксперт считает, что для этого нужны не только волевые решения, но и изменения в сознании людей.

— Необходимо повышать медиаграмотность общества. Это задача на воспитание нового поколения людей. Это вопрос ответственности – нужно, чтобы человек желал не только финансировать, но и контролировать СМИ. Для этого создаются общественные советы и специальные фонды. Сегодня у нашей аудитории нет такого гражданского сознания, — отмечает редактор проекта Mediakritika.by.

Андрей Бастунец считает, что люди с интересом восприняли бы создание новой формы СМИ, потому что значительная часть населения с негодованием относится к той редакционной политике, которую диктуют государственные медиа.

— Сегодня ключевой вопрос в том, что власти не готовы поделиться частью этого большого медиапирога с общественностью, — обозначил суть всей потенциальной реформы СМИ Андрей Бастунец.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5