«Студент не понимает, за что он платит»

Зачем вузы увеличивают набор на платную форму обучения?

Несмотря на заявления белорусских чиновников о переизбытке кадров с высшим образованием, число студентов-платников за последние годы значительно выросло.

Если в 2014 году на платную форму обучения поступили 27,8 тысячи человек, то сейчас на коммерческой основе планируется зачислить в вузы около 58 тысяч абитуриентов — почти две трети от общего набора.

В последние годы увеличилось и число иностранных студентов (14,6 тысячи человек), которые также платят за обучение – с 2012 по 2016 год их стало больше на 20%.

Пойдет ли на пользу белорусскому высшему образованию выход на рыночные рельсы?

Мацкевич: Коммерциализация высшего образования в Беларуси снижает его качество

Как отмечает заведующая кафедрой социальной работы, управления и социального права РГСУ в Минске Светлана Мацкевич, необдуманная коммерциализация высшего образования может снизить его качество.

– Как только начинают вводиться рыночные инструменты в систему образования, по большому счету, это всегда идет в ущерб качеству. Во всяком случае, первое время. Образование превращается в образовательную услугу, но тогда возникает вопрос – а кто собственно является заказчиком этой услуги? — задается вопросом эксперт.

По словам собеседницы, в Беларуси ответ на этот вопрос далеко не очевиден:

– Мы получили двойственную систему: с одной стороны, заказчиком является тот, кто платит за обучение, а с другой — государство тоже выставляет определенные требования. Это приводит к неопределенности.

По мнению эксперта, в такой ситуации есть риск снижения контроля качества образования на фоне перехода к финансово-экономической системе отношений.

– Студент не понимает, за что он платит, и это ведет к формализации образования. Может показаться, что он платит за диплом, который предоставляет право на вхождение в ту или иную профессию. В такой упрощенной схеме вопрос качества образования зачастую даже не поднимается, – отмечает Светлана Мацкевич.

Зачем белорусским университетам «двоечники»?

Руководство вузов начинает уделять больше внимания другим аспектам: комфорту учебного процесса, различным количественным показателям, вроде суммы платы за обучение, но никак не качеству услуги.

– Важно понять, что качество образование – первично, а финансовые инструменты – это лишь способ реализации. В противном случае, происходит дискредитация самой сути системы образования, – предупреждает Светлана Мацкевич.

Лаврухин: Дополнительные средства едва ли покроют дефицит

По мнению белорусского эксперта и доцента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) Андрея Лаврухина, в условиях, когда государственный бюджет сокращается, а в стране происходит экономическая стагнация, других вариантов исправить ситуацию, видимо, нет.

—Финансирование постепенно перекладывается на плечи студентов, – подчеркивает эксперт.

По мнению собеседника, точно оценить финансовое состояние сферы высшего образования сегодня трудно, так как многие цифры являются закрытыми.

– К сожалению, в Беларуси не проводятся исследования, которые позволяют оценить отдачу от образования – как на индивидуальном уровне, так и на макроуровне. Насколько можно судить по косвенным признакам, дополнительные средства, полученные от платных мест, едва ли покроют образовавшийся дефицит, – замечает Андрей Лаврухин.

По словам эксперта, качество высшего образования с увеличением числа студентов-платников не улучшается.

Почему студенту выгоднее купить диплом, чем написать?

– Для этого нужны реформы, нужно прилагать усилия. Также есть важный вопрос – если появятся деньги, куда они пойдут, на что будут потрачены? И это ключевой момент, – добавляет собеседник Завтра твоей страны.

«У нас в образовании махновщина»

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 9
  • Балл: 3.9