Белорусские нефтепереработчики опасаются снижения доходов в 2018 году

Возможная реализация налоговых реформ в 2018 году в России может существенно повысить стоимость нефти для Беларуси и снизить доходность нефтепереработки. Об этом заявил заместитель генерального директора по обеспечению сырьем и реализации нефтепродуктов Мозырского НПЗ Владимир Сизов на конференции в Минске, организованной Confidence Capital.

Фото: Екатерина Герасимович, TUT.

«Если [в 2018 году] в России будет реализован сценарий c обнулением экспортной пошлины, то цена на нефть для Беларуси может вырасти на 80 долларов», — сказал Сизов. По расчетам экспертов мозырского завода, цена на черное золото для Беларуси может увеличиться с нынешних 275 долларов до 359 долларов за тонну (при мировой цене 50 долларов за баррель).

Источник: Мозырский НПЗ

Владимир Сизов напомнил, что с 1 января 2015 года в России был введен «налоговый маневр», предусматривающий снижение ставок таможенных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты с поэтапным увеличением к 2017 г. ставки таможенной пошлины на мазут. «В условиях крайне неблагоприятной конъюнктуры нефтяного рынка, связанной с опережающим падением цен на нефтепродукты по сравнению с ценами на нефть, „налоговый маневр“ негативно отразился на финансовом состоянии НПЗ», — отметил Сизов.

«Черный» сценарий для белорусской нефтянки: отменит ли Россия экспортные пошлины на нефть?

Как следует из его презентации, маржа нефтепереработки за 5 последних лет снизилась со 124 до 50 долларов на тонну. В 2018 году в случае обнуления таможенных пошлин этот показатель может быть 17 долларов.

Источник: Мозырский НПЗ

Снижение маржи переработки стало для двух НПЗ Беларуси дополнительным финансовым бременем в условиях проводимой модернизации, после которой глубина переработки нефти вырастет практически с 70% до 90% с увеличением отбора светлых нефтепродуктов. Окончание реализации проектов намечено на конец 2018 года — середину 2019-го года, сообщили в концерне «Белнефтехим».

В минувшем году Россия ограничила поставки беспошлинной нефти в Беларусь с планируемых 24 млн тонн до 18,2 млн тонн. «Переориентация поставок нефти в прочие страны была выгодна для российского бюджета, так как с этого дополнительного экспорта уплачивалась экспортная пошлина. Выигрыш за 9 месяцев составил 610 млн долларов», — констатировал представитель российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. По его мнению, в Беларуси будет трудно поддерживать переработку в крупных объемах без поставок нефти из РФ по сниженным ценам. Поставка альтернативной нефти видится Агибалову «гораздо менее прибыльной».

По словам эксперта, для снижения субсидирования нефтепереработки (в том числе и в РФ) реализуется «налоговый маневр» через увеличение налога на добычу природных ископаемых и снижение экспортной пошлины. Падение цен на нефть стало дополнительным фактором снижения пошлин и, как следствие, субсидии. «Без повышения глубины переработки маржа НПЗ будет определяться преимущественно величиной таможенной субсидии (разница пошлин на нефть и нефтепродукты)», — сказал Агибалов.

Презентация и расчеты Сергея Агибалова

По словам эксперта, несмотря на это, белорусское государство остается бенефициаром, получая экспортную пошлину с нефтепродуктов — 1,3 млрд долларов в 2015 году и 0,6 млрд в 2016 году. «Но размер нефтяного бонуса для Беларуси будет зависеть от налоговой политики и отношений с Россией», — резюмировал Агибалов.

Беларусь зарабатывает на поставках нефтепродуктов на рынки близлежащих государств. На белорусском рынке мозырский завод реализует лишь 10% топлива, следует из презентации Сизова. По словам топ-менеджера, внутренний рынок Беларуси «отличается относительно невысокой емкостью и высокой доходностью в период низких цен на нефть». За последнее время с учетом фактически фиксированных розничных цен и девальвации белорусского рубля «снижение цен в долларовом эквиваленте составило 22%». То есть белорусские нефтепереработчики и здесь потеряли свои доходы.

Рынки Украины и Молдовы — «самые доходные, но отличаются высокой конкурентностью». «Емкость ограничена и в последние годы снижается (особенно по автомобильным бензинам)», — отметил Сизов.

Российский рынок «профицитен по дизельному топливу, по автобензинам доходен, как правило, в период пикового спроса». Поставки в Литву, Латвию, Эстонию и Польшу «позволяют размещать дополнительные объемы дизельного топлива с доходностью меньшей, чем в Украину, но большей, чем порты». Реализация нефтепродуктов в морские порты актуальна «при невостребованности на близлежащих рынках», сказал топ-менеджер Мозырского НПЗ. Туда идут преимущественно мазут, газойль и бензин АИ-92.

Недавно ОАО «Российские железные дороги» увеличило скидку до 50% для Беларуси с целью переориентации перевозки нефтепродуктов с портов стран Балтии в порты Ленинградской области. По оценке Владимира Сизова, скидка РЖД не компенсирует затраты при переоформлении транзитных потоков. «По той информации, которой я обладаю, скидка 50% не делает логистические затраты при поставке в порт Приморска сравнимыми с логистикой при реализации через прибалтийские порты», — отметил Сизов. Он посоветовал также учитывать большее расстояние до российских портов и величину первоначальных тарифов, к которым применяется скидка.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 4