Зачем Беларусь берет кредиты у Всемирного банка?

И когда придется возвращать миллиард?

Нынешний визит старшего вице-президента Всемирного банка по операционным вопросам Кайла Питерса  в Беларусь  связан с развитием и утверждением новой страновой программы на следующие три-четыре года. На повестке дня девять программ общей суммой около 1 млрд долларов.

До каких пор Беларусь может брать кредиты и где та граница, после которой Беларусь не сможет обслуживать свои долги — об этом старший аналитик Альпари Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб

— Что дает Беларуси сотрудничество с Всемирным банком?

— Всемирный банк традиционно финансирует масштабные инфраструктурные проекты: строительство и реконструкция дорог, объекты энергетики, возведение больниц, поликлиник. Это то, что нужно с точки зрения экономического развития страны, развития инфраструктуры и то, что не имеет мгновенного экономического эффекта, но воздействует на долгосрочный рост.

— Мы должны будем возвращать деньги Всемирному банку?

— Безусловно, эти деньги нужно возвращать. Это ни в коей мере не подарки. Эти кредиты выдаются на достаточно длительные сроки под процентную ставку значительно ниже рыночной, то есть, ниже той ставки, по которой нам удалось бы разместить еврооблигации. Но они со временем погашаются государством по соответствующему графику.

— За последние 20 лет ВБ предоставил Беларуси 1,6 миллиарда долларов. Это много или мало?

— Здесь трудно говорить в терминах много или мало. Тут важно отметить, что это финансирование проектов, которые вряд ли профинансировали бы коммерческие банки или иностранные инвесторы, которые исходят из коммерческих интересов и рассчитывают на быстрый возврат банковских процентов или инвестированные прибыли. Польза для Беларуси несомненная.

— На кого еще сегодня может рассчитывать наша страна в плане привлечения финансовых средств, учитывая сложившуюся в последнее время ситуацию?

— Очень существенный вопрос – это цена привлечений. Деньги нужны, но не любой ценой. Теоретически по ставке 15% в валюте можно было бы найти на рынке любую сумму – рисковых инвесторов хватает. Другое дело – как такие кредиты обслуживать.

Наиболее низкую ставку предлагает Международный валютный фонд, но с ним взаимоотношения уже 4 года топчутся на месте, все упирается в то, возьмет ли Беларусь на себя обязательства по реформам. Есть у нас невыбранный кредит со стороны Евразийского фонда стабилизации и развития ЕАЭС, но очередные транши этого кредита упираются в напряженность, которая с прошлого года возникла по экономическим вопросам между Беларусью и Россией. В такой ситуации фактических возможностей привлечь деньги по вменяемой стоимости не так уж и много.

— Последние внутриполитические события в Беларуси могут ли повлиять на привлечение средств из-за рубежа?

— Они, я думаю, пока никак не повлияют ни в положительную, ни в отрицательную сторону. Мы видим достаточно сдержанную реакцию мирового сообщества на последние события в стране. В принципе ситуация может измениться, если по делу об экстремизме появятся реально осужденные, которые, вероятнее всего, будут признаны политзаключенными, и это ухудшит возможности поиска денег на Западе. Пока у нас нет политзаключенных, получивших реальные сроки, реакции на административные приговоры практически нет, и это вряд ли повлияет на сотрудничество Беларуси с западными странами.

— Сможет ли Беларусь самостоятельно рассчитаться с внешними долгами в этом году?  

— Возможность рассчитаться с внешними долгами не вызывает сомнений. Даже если представить, что у нас не будет никаких внешних заимствований, никаких поступлений валюты, одних золотовалютных резервов достаточно, чтобы год-два обслуживать текущие долги. Понятно, чтобы устойчивость сохранялась в более длительной перспективе, очень важна возможность рефинансировать долги и брать новые кредиты. 

— До каких пор мы можем брать кредиты, и где та граница, после которой Беларусь не сможет обслуживать свои долги?

— Тут важно, что будет происходить с белорусской экономикой. Если мы возьмем кредит от МВФ, то его мы возьмем под программу реформ. Эти реформы будут способствовать долгосрочному росту экономики. Новый долг от МВФ, который обязательно будет привязан к реформам, улучшит возможность Беларуси рассчитываться с долгами, а отсутствие нового кредита от МВФ и реформ ставит возможность Беларуси рассчитываться с долгами под вопрос.  

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 35
  • Балл: 4.7