Запасы сахара составили почти 700% к среднемесячному выпуску

Призывы белорусского руководства ловить момент и активнее продавать сельскохозяйственное сырье за границу, где его оторвут с руками проголодавшиеся россияне и европейцы, обязательно нужно реализовывать. Но экспорт продукции отечественного пищепрома растет совсем не такими темпами, как вывоз сырья и полуфабрикатов. И если проблемы с сахаром и сладостями у белорусов существуют уже довольно длительное время, то нынешние излишки на складах ликеро-водочной продукции, плодовых вина и пива – в новинку.

В некоторых отраслях белорусских пищевиков уже серьезно потеснили на внутреннем рынке. В этом плане показателен стремительный рост складских запасов, который продолжается с начала года на некоторых предприятиях, подведомственных концерну «Белгоспищепром».

В их числе -- вновь сахарные заводы. У них проблемы со сбытом и вывозом белого сахара – запасы составляют уже почти 700% к среднемесячному выпуску. Причем, несмотря на то, что в этом году продавать его за границу сложнее, чем в прошлом (российская квота на ввоз белорусского сахара сокращена с 180 тыс. тонн до 100 тыс. тонн), все-таки было принято решение о наращивании импорта сырья – тростникового сахара. В 2008 году будет завезено 180 тыс. тонн, в прошлом году объем импорта составил около 160 тыс. тонн. Как пояснили корреспонденту «Завтра твоей страны» в концерне «Белгоспищепром», дополнительные объемы сырца рассчитаны на увеличение продаж сахара в Средней Азии. В текущем году, планируется, активно развивать продажи в Узбекистане. Но …

Из 180 тыс. тонн сырца выход белого сахара составит около 160 тыс. тонн. Для сравнения: в прошлом году на среднеазиатском рынке, где в Бишкеке специального для сбыта белорусского сахара зарегистрировано ООО «Белорусская сахарная компания», было продано 18 тыс. тонн белого сахара на сумму чуть более 7,3 млн. долларов. Трудно рассчитывать, по мнению экспертов «Завтра твоей страны», что на этом специфичном рынке, где уже активно работают европейские сахарные компании, можно сразу же увеличить продажи в 10 раз. Тогда что делать с сахарными запасами? Ведь и на внутреннем рынке спрос не растет, и в России, где в прошлом году ООО «Белорусская сахарная компания» реализовало сахара на сумму около 80 млн долларов, в этом году ожидается сокращение доходов практически на 40% -- до 55 млн долларов.

Причем, сахар в общем объеме сверхнормативных складских запасов составлял по итогам 1 квартала текущего года только 20%. Не менее серьезные проблемы со сбытом у кондитерщиков, которые до сих пор не могут восстановить оптимальные объемы экспорта на российский рынок. Но если проблемы с сахаром и сладостями у белорусов существуют уже довольно долгое время, то нынешние излишки на складах по ликеро-водочной продукции, плодовым винам и пиву – в новинку. По ликеро-водочным изделиям и плодовому вину рост складских запасов объясняется снижением спроса на сувенирную продукцию в первом случае и на самые дешевые «крыжачки» во втором, по пиву – наплывом импортных марок. Делается ли все, чтобы прервать эту негативную, особенно в нынешних продовольственных реалиях, тенденцию? За это должен отвечать менеджмент. Но месяц назад в ежегодном послании народу и парламенту Александр Лукашенко, рассказывая о перспективах Беларуси как экспортера сельскохозяйственной продукции, позволил себе отступление по поводу менеджмента и поисков рынков сбыта.

-- Нет сегодня такой проблемы, чтобы мы занимались каким–то для сельского хозяйства, для продукции сельского хозяйства менеджментом. Сегодня всё, что мы производили в советские времена и производим сейчас, нарасхват. Рынки сбыта колоссальные — вези молоко, масло, чеснок, лук (который мы начали производить в стране, почти себя обеспечиваем, импорт вытеснили), соки, яблоки, — что угодно вези, не надо далеко… Сегодня этот вопрос отпадает. Надо больше, больше, больше произвести и всё купят по колоссальным ценам. И эти цены на продукты питания будут расти. Вот он, весь менеджмент, -- сказал президент.

Вряд ли с этим пассажем главы белорусского государства согласятся владельцы и маркетинговые отделы крупнейших сельскохозяйственных корпораций Cargill, Archer Daniels, Bunge, а также пищевиков – Nestle, Unilever, Danone и прочих. Во всяком случае, затоваренность у последних явление -- гораздо менее частое, чем у «Белгоспищепрома».

Справка “Завтра твоей страны”

Основные экспортные позиции в 2007 году (данные по предприятиям системы концерна “Белгоспищепром”).

  • Оцени статью: