Смогут ли столичные чиновники вытащить регионы из кризиса?

Кто мешает местным властям победить безработицу и бедность.

Рабочие группы из представителей Минтруда и соцзащиты, Минстройархитектуры и других ведомств в ближайшие две недели будут изучать проблемы регионов страны и искать пути восстановления экономического роста.

Экономическая ситуация меняется от области к области, но «ужаться» пришлось всем белорусам, без исключения. Реальные доходы за прошлый год снизились на 6-9%. По данным Национального статистического комитета, самое большое падение было в Витебской, Гродненской и Гомельской областях (-8,9% и -8,7%), чуть меньше — в Могилевской и Брестской областях ( -7,7% и -7,4%). Меньше всего падение доходов ощутили только Минск и Минская область (-6% и -6,2%).

Централизация бюджета демотивирует местные власти

Директор Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Александр Чубрик убежден: чтобы получить первое впечатление о ситуации в регионах, можно просто воспользоваться доступной статистикой. Например,  данные переписи населения 2009 года, пусть и устаревшие, но позволяют сравнить регионы по таким показателям как, например, безработица, вплоть до отдельных участков одного города.

— Довольно беглый взгляд на разницу в статистических показателях позволяет сделать вывод о том, что многие региональные различия объясняются географией и демографией, например, размерами районных центров, и, соответственно, региональных рынков, — считает экономист.

Эксперт отмечает, что в районах, центром которых является относительно крупный город, социально-экономическая ситуация остается не самой худшей: в лучшие времена бизнес развился до такой степени, чтобы сейчас обеспечивать людей работой.

Если же райцентр — город с населением меньше 10 тысяч человек, то, как правило, рабочих мест там совсем мало, а в тяжелые времена ситуация заметно ухудшается.

Регионы, которые долгое время держались на крупных промышленных предприятиях, в большей степени столкнувшихся с последствиями кризиса (многие из них находятся в  Гомельской области), переживают спад. Это ведет к снижению доходов и сокращению рабочих мест у поставщиков предприятия  и сжатию внутреннего рынка.

Но все регионы объединяют общие проблемы.

— Проведенное в 2013 году Исследовательским центром ИПМ исследование конкурентоспособности регионов показало, что топ-5 проблем ведения бизнеса находятся не в той сфере, на которую могут влиять местные органы власти. Это вопросы стабильности законодательства и регуляторной среды, инфляции, валютного рынка и налоговой системы, — говорит Александр Чубрик.

Исследование Всемирного банка через два года показало, что позитивное влияние на региональное развитие оказывают меры, которые не имеют специфической региональной направленности. Улучшение среды ведения бизнеса позитивно сказалось на всех регионах – региональные различия в уровне развития малого бизнеса с 2007 по 2014 годы сократились.

Снижение инфляции тоже улучшает условия жизни во всех регионах страны.

То есть первым шагом для решения проблем на микроуровне является создание благоприятной среды на макроуровне, и придать импульс региональному развитию можно, решая экономические проблемы на уровне страны в целом.

— Инициатива Министерства экономики важна в том смысле, что она может помочь принять ряд важных решений в области региональной политики, — считает экономист.

Очевидно, что за несколько посещений невозможно «погрузится» в проблемы и разобраться с потенциалом конкретного региона. Зато и проблемы, и сильные стороны региона хорошо понимают местные власти, бизнес и гражданское общество на местном уровне. Вот почему решение локальных задач регионального развития логично в максимальной степени передать в руки местных управленцев, отмечает экономист.

— Когда проблемы возникают на местах, то и полномочия для их решения должны быть на местном уровне. Важно не создать условное министерство регионального развития, а двигаться в направлении децентрализации, — считает Александр Чубрик.

Вместе с передачей регионам большей части полномочий, им стоит оставлять и большую часть бюджета.

— Нам постоянно говорят, что практически все районы Беларуси являются дотационными. Но это потому, что так выстроена налоговая система — в регионах остается минимум ресурсов, которых хватает только на здравоохранение, образование и текущие административные расходы. И часто на местах даже не за что отремонтировать дороги, — говорит Александр Чубрик.

Централизация бюджета демотивирует местные власти. Получается, что те исполкомы, которые добились наибольших успехов в привлечении внутренних и внешних инвестиций и развитии бизнеса, будут отдавать больше налоговых доходов в центральный бюджет. В то время как субсидии идут в регион вне зависимости от его успехов.

— Возникают искаженные стимулы: чтобы получить больше денег в региональный бюджет, нужно выстроить отношения с вышестоящими органами, которые отвечают за распределение ресурсов, — подчеркивает эксперт.

Большинство местных руководителей оказываются один на один с проблемами своего региона, и многие из них делают очень многое для развития местного бизнеса – это, по крайней мере, обеспечивает рабочие места и какой-то уровень благоустройства.

— Но децентрализация бюджета дала бы местному руководству еще больше стимулов и, главное, возможностей развивать бизнес, привлекать инвестиции и создавать рабочие места, — считает директор Исследовательского центра ИПМ.

«Одна из основных региональных проблем — отток молодежи»

В стране есть региональные центры, где наблюдается определенный экономический и демографический рост, но большинство все же находятся в упадке.

— Точки роста сейчас видны в областных центрах, где в последние десять лет активно увеличивается население. В том же Гродно население выросло чуть ли не на 20%. Достаточно активно развиваются Брест и Гомель, чуть медленнее Витебск и Могилев. Кроме областных центров есть развивающиеся города поменьше. Это Полоцк, Новополоцк, Солигорск, Мозырь. В графу региональных городов, которые хоть как-то развиваются, подходят также Барановичи и Пинск. У остальных все достаточно плохо, — рассказывает эксперт онлайн-журнала Ідэя Антон Родненков.

В большинстве городов заработная плата снижается большими темпами, сокращается количество рабочих мест. В последние месяцы прошлого года, как и в начале этого, реальная зарплата падала во всех областях страны, лишь в столице она чаще оставалась на прежнем уровне. 

По мнению Антона Родненкова, одна из основных региональных проблем — отток молодежи.

— Если в райцентре нет учреждения профессионального, среднего специального или высшего образования, то молодые люди просто уезжают. Соответственно, сложно появиться бизнесу, потому что нет молодых «свежих» кадров, — комментирует эксперт.

При отсутствие лишних ресурсов руководству страны и областей выгоднее сконцентрироваться на точках, где уже есть определенный рост, промышленная и образовательная база, человеческий капитал. Вокруг таких точек можно строить мини-регионы, которые, с одной стороны, будут привлекать население из более депрессивных регионов, с другой — будут динамично развиваться, что повлечет повышение качества социальных услуг, считает эксперт онлайн-журнала Ідэя.

— В нынешней ситуации у страны нет десятков миллиардов долларов, которые можно вкладывать в поддержку всех проблемных регионов. Нужно определить те точки, которые действительно имеют потенциал, которые уже доказали, что могут развиваться и расти. Вокруг таких точек будет развиваться инфраструктура, — предлагает Антон Родненков.

По мнению эксперта, стоит обратить внимание на крупные города, где в последнее время ситуация была негативной. Это Орша, Бобруйск, откуда уезжает много людей. Возможно, предстоит разработать специфические стратегии развития, чтобы использовать человеческий потенциал в этих городах.

«Директивные меры еще больше усугубят ситуацию»

Ситуация с занятостью и заработной платой в регионах более сложная, потому что они больше полагались на государственный сектор экономики. А поскольку сегодня существенно уменьшилась бюджетная поддержка госсектора, это вызвало сокращение занятости в регионах гораздо большими темпами, чем в Минске, отмечает эксперт Центра экономических исследований BEROC  Катерина Борнукова. Исключение составляют лишь несколько районов, где находятся заводы по нефтепереработке или Солигорский  район, где добывают калий. В остальных регионах видно, насколько разительно отличается средняя зарплата от столицы и как сильно в последнее время увеличивается этот разрыв.

Сильными темпами в регионах падает и занятость, что отчасти связано с быстрым темпом старения населения.

По данным Белстата, в конце февраля на 100 вакансий в стране приходилось 106 официально зарегистрированных безработных. В феврале организации уволили на 3,5% человек больше, чем приняли на работу.

— Центростремительные силы в экономике естественным образом действуют, когда большинство экономической активности концентрируется в столице. Они особенно усиливаются кризисными явлениями и сокращением поддержки госпредприятий. Поэтому надо не просто создавать одинаковые условия для ведения бизнеса в Минске и в регионах, но прилагать гораздо больше усилий для того, чтобы бизнес появлялся и развивался за пределами столицы, — подчеркивает Катерина Борнукова

В качестве поддержки эксперт видит активные меры продвижения бизнеса, создание бизнес-инкубаторов, поддержку индивидуальных предпринимателей на старте их деятельности, работу с местными органами власти, которая бы стимулировала их ставить в приоритет развитие частного бизнеса.

Директивные меры в виде трудоустройства всех зарегистрированных безработных или запрета увольнять работников без согласования с органами власти, которые озвучивал Александр Лукашенко, только ухудшат положение регионов.

— Понимая, что не смогут уволить работников, предприятия, наоборот, не будут никого нанимать, что усугубит ситуацию на рынке труда, — комментирует эксперт.

Дзе ў рэгіёнах захавалася жыццё і як яго не страціць

«Минск не представляет, что творится в регионах»

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 50
  • Балл: 4.9