Если медикам повысят зарплату, нечем будет лечить больных

Совет министров Беларуси принял постановление, разрешающее пациентам самостоятельно закупать расходные материалы для сложных операций, фактически признав, что в больницах не хватает средств на лечение. Корреспондент «Завтра твоей страны» выяснял: сколько бюджетных средств выделяется системе здравоохранения, как они расходуются и почему здравоохранение испытывает хроническую денежную недостаточность.

В прошлом году в Беларуси на здравоохранение из расчета на одного жителя было потрачено 164 доллара. В странах ЕС и США — 2-3 тысячи долларов и 6,5 тысяч долларов соответственно. Причем, там здравоохранение не государственное, в этих странах, в основном, действует система медицинского страхования.

Регистратура

В Беларуси до сих пор функционирует унаследованная от СССР система здравоохранения: а) государственная, б) бесплатная, в) вертикально-интегрированная. Именно эта система закрепила за собой право называться самой доступной медициной в мире. Но в состоянии ли наши власти обеспечить оптимальный уровень финансирования бесплатного здравоохранения, которое гарантировало бы жителям Беларуси современную и квалифицированную медицинскую помощь?

Медицина в целом — крайне дорогая сфера. Она принципиально отличается от других отраслей экономики. Если в любой другой сфере внедрение прогрессивных технологий ведет, например, к удешевлению услуги, то в медицине, наоборот,— к удорожанию. Для пациентов это означает, что им помогут избавиться от многих болезней, улучшат качество жизни, — дело только в том, сколько это будет стоить и кто будет платить. Вот почему даже самые богатые государства не могут позволить себе бюджетное содержание медицины. Белорусское правительство пока не рассматривает в принципе развитие страховой медицины. Сфера платных медицинских услуг в нашей стране развивается очень медленно. Как и в советские времена, основной источник финансирования здравоохранения — бюджет.

На медицину в нашей стране тратится, в среднем, 4—4,2% ВВП. Для сравнения, в странах Евросоюза — 9%, в США — 15%.

В феврале 2006 года накануне очередных президентских выборов, выступая на Всебелорусском собрании, Александр Лукашенко признался, что в прошедшей пятилетке (2001-2005 гг) «намеченные рубежи по доле расходов на развитие здравоохранения в ВВП не были достигнуты». Политик Лукашенко знал, как вести борьбу за голоса избирателей и на всю страну пообещал исправить ситуацию. В новой пятилетке (2006-2010 гг). на здравоохранение было обещано выделить не менее 7 % ВВП. Но предвыборный порыв вновь переизбранного президента быстро сошел на нет: запланированные средства в медицину так и не поступили.

В 2008 году в Беларуси на здравоохранение запланировано потратить столько же, сколько и в прошлом, и в позапрошлом — все те же 4% ВВП. Согласно принятому Палатой представителей Национального собрания Беларуси бюджету на 2008 год, расходы на здравоохранение должны составить 4,1% ВВП или 1 триллион 026 миллиарда рублей. С учетом роста ВВП, а также расходов на здравоохранения областных, районных и ведомственных бюджетов, эта цифра, наверняка, будет корректироваться. Но какой она станет на конец года, никто не знает. Например, в 2007 году в итоге финансирование здравоохранения составило 3,7 триллиона рублей. Будем надеяться, что этот показатель не уменьшится и в нынешнем году. Но много это или мало — 1 триллион 026 миллиона рублей республиканских бюджетных денег, запланированных на систему здравоохранения в 2008.

Диагноз

Для сравнения, на армию в 2008 году запланировано потратить 1 триллион 240 миллиарда, а силовым ведомствам — МВД и КГБ — решено выделить почти в два раза больше бюджетных средств, чем на всю систему здравоохранения — 1 триллион 949 миллиарда рублей.

Но только половина бюджетных денег, выделенных на здравоохранение, будет реально направлена на здоровье белорусов или, как сказано в документе, на оказание медицинской помощи населению — 601 миллиард 186 миллионов. 12 миллиардов планируется пустить на нужды санитарно-эпидемиологической службы страны. Более чем скромно будут финансироваться научно-технические и научно-исследовательские программы. 25 миллиардов решено потратить на медицинскую науку, но, как минимум, треть этой суммы уйдет на зарплату научных сотрудников. Коммунальные услуги, питание больных и зарплата медицинских работников тоже закладывается в статью бюджетного расхода на здравоохранение. В 2008 году она должна составить 368 миллиардов 680 миллионов.

В Беларуси сегодня существует 1950 различных организаций системы здравоохранения, финансируемых государством. В эту цифру входят и больницы, и поликлиники, и роддома, и станции скорой помощи, и медуниверситеты, и даже автомобильный парк Министерства здравоохранения и ремонтно-техническое предприятие «Медик».

В первую очередь бюджетные финансовые средства, выделяемые на оказание медицинской помощи населению, направляются в лечебные учреждения республиканского значения.

Справедливости ради стоит отметить, что после реконструкции республиканских медицинских учреждений, начатой в начале 2000-х годов, многие РНПЦ могут сегодня похвастаться современным медицинским оборудованием. Однако средств, выделяемых на то, чтобы привести в порядок здания научно-практических центров и оснастить их современным оборудованием, практически ежегодно не хватало. В итоге реконструкция ни одного республиканского центра не была закончена в срок. Например, в прошлом году, как сообщил «Завтра твоей страны» начальник отдела инвестиций, капитального строительства и материально-технической базы Министерства здравоохранения Олег Кругликов, на ремонт зданий научно-исследовательских институтов и научно-практических центров изначально планировалось выделить100 млрд. рублей, но строители освоили только сумму в размере 71 миллиарда. «0стальных денег мы элементарно не дополучили», — признался чиновник.

В этом году под эти нужды из бюджета страны планируется выделить в три раза больше — более 300 млрд. рублей. Как будет на самом деле, покажет время…

В медучреждениях республиканского значения пациенты получают и самое дорогостоящее лечение. Это и понятно: только в таких центрах выполняются самые сложные и денежноемкие оперативные вмешательства. Например, в РНПЦ «Кардиология» ежегодно выполняется до 40 операций при аневризме аорты. Стоимость одной такой операции может доходить до 15 тысяч долларов США. Хирурги РНПЦ травматологии и ортопедии ежегодно проводят более 450 операций по замене тазобедренного сустава. Одна такая операция обходится бюджету в более чем 3 тысяч долларов США, с учетом отечественного имплантата.

Стоимость одного койко-дня в реанимационных отделениях таких центров составляет 66 долларов США, средняя стоимость одного койко-дня в других отделениях 41 доллар. И это без учета медикаментозного лечения.

В 2007 году, например, финансирования РНПЦ травматологии и ортопедии осуществлялось только из республиканского бюджета и составило 17, 725 миллиардов рублей. Около 2 миллиардов ушло на закупку нового оборудования, 6,3 миллиарда — на закупку лекарственных средств, расходного и перевязочного материала. 4,44 миллиарда составила выплата заработной платы сотрудникам учреждения. Коммунальные услуги, мягкий инвентарь и питание больных в сумме составило чуть более одного миллиарда. По словам руководства центра, в принципе финансирование было достаточным, но только в рамках утвержденных размеров заработной платы сотрудников. Если в этом году, как планируется, зарплаты медикам будут увеличены, то центр окажется в затруднительном положении: где взять дополнительные средства, чтобы уровень оказания медицинской помощи сохранить на том же уровне, чтобы не возник дефицит расходных материалов?! Неудивительно, что Совмин в сложившихся условиях и принял постановление, разрешающее пациентам за свой счет покупать расходные материалы. Правительственный рецепт выписан для «лечения» хронической нехватки денежных средств. Хотя республиканские медучреждения не испытывают ее так остро, как городские, областные и особенно — районные и сельские.

Республиканских научно-практических центров и НИИ в Беларуси тринадцать. Если принять сумму финансирование РНПЦ травматологии и ортопедии за единый показатель для данной категории медицинских учреждений, то получается, что только на финансирование 13 (!) республиканских клиник требуется более 230 миллиардов рублей. Это почти четверть (!) всего республиканского бюджета здравоохранения, запланированного на 2008 год, и почти половина(!) из тех денег, которые планируется направить на оказание медицинской помощи населению! А в Беларуси функционирует еще 301 областная, районная и городская больницы, 18 родильных домов, 179 взрослых и 60 детских поликлиник и т.д. И там тоже лечатся люди, трудятся врачи и медсестры.

Некоторые больницы значительно больше республиканских центров. Например, 9-я минская клиническая больница, которая считается крупнейшим медицинским учреждением не только столицы, но и страны. Ее мощность — 1280 коек (в 4 раза больше, чем в РНПЦ травматологии и ортопедии). На базе этой больницы созданы и функционируют Республиканские центры детской нейрохирургии, хирургической гематологии, челюстно-лицевой хирургии, ревматологии и другие. Больница является базой минского медицинского университета, Белорусской академии последипломного образования. Но бюджет этой больницы с учетом дополнительного финансирования из казны Минска составил в 2007 году только 34 миллиарда рублей. Хотя, по логике, только республиканских денег клиника должна была получить минимум 70 (!) миллиардов. Выходит, только на одной больнице сэкономили более чем в 2 раза.

Осложнения

Еще более бедственное положение в районных и сельских больницах. Финансирование этих медучреждений до такой степени ничтожное, что уже к середине года районные больницы «съедают» выделенные на целый год финансы. Заместитель главного врача одной районной больницы Минской области призналась, что в прошлом году их больница получила из республиканского бюджета немногим больше миллиарда рублей. На эти деньги должны были функционировать районная и 4 участковые больницы, а также 3 врачебных амбулатории района. «Лекарства в больнице самые дешевые, расходные материалы тоже, — рассказала «Завтра твоей страны» замглавврача.— Не хватает всего и всегда. Каждый раз на совещании в райисполкоме я прошу денег, а мне грозят увольнением. Так и живем».

Самый болезненный вопрос для многих районных больниц — отсутствие современного оборудования. Порой, самое лучшее, что есть в районе — старенький аппарат УЗИ. В прошлом году министр здравоохранения Василий Жарко на коллегии Минздрава признался, что 80% медтехники в стране, особенно это касается районных больниц и поликлиник, имеет срок службы более 10 лет. Это оборудование и морально, и физически устарело. А потом мы удивляемся, почему так часто на районе «проглядели» болезнь, слишком поздно поставили правильный диагноз. Не лучше ситуация и в поликлиниках, где к проблемам оснащения добавляется еще и «кадровая» недостаточность.

Сейчас в Беларуси дефицит врачей составляет 13 тысяч человек. 19,4 процента врачей Беларуси — пенсионеры. В поликлиниках врачи работают, в основном, по полторы ставки, в участковых больницах на 1,62 ставки. Постоянная работа «на износ» на фоне хронической денежной недостаточности всей отрасли и есть причина снижения качества медицинской помощи и недовольства пациентов…

Откуда брать деньги? Рассчитывать на то, что современная власть урежет бюджет силовиков или откажется от строительства ледовых дворцов? Надеяться, что дотации областных и районных бюджетов будут покрывать нужды здравоохранения? Но это, по меньшей мере, глупо. Много ли у нас бюджетообразующих предприятий в районных центрах?!. «БелАЗ», Жлобинский БМЗ, Мозырьский нефтеперерабатывающий завод — чтобы перечислить все предприятия хватит пальцев обеих рук. А в Беларуси более сотни районных центров, а, значит, и больниц, амбулаторий, поликлиник…

Эпикриз

В 2000 году Всемирная организация здравоохранения оценила качество системы здравоохранения стран мира. Эксперты ВОЗ пришли к выводу, что не всегда здоровье нации зависит от состояния экономики страны. В список лидеров стран с лучшей общественной системой здравоохранения попало государство Оман, в котором ВВП на душу населения составляло 7,7 тысяч долларов. Для сравнения, у лидера этого списка Франции этот же показатель был в три раза выше и достигал 24,4 тысячи долларов ВВП на душу населения. Эксперты ВОЗ сделали заключение: нет универсальной модели организации здравоохранения, в большинстве успешных в этом отношении странах используются собственные наработки и идеи. Так что и у Беларуси есть все шансы для того, чтобы вывести на мировой уровень отечественное здравоохранение. Просто приоритеты должны быть расставлены иначе: в социально-ориентированном государстве, каковым позиционирует себя современная Беларусь, финансироваться в первую очередь должны все же не силовые структуры и армия, а здравоохранение…

  • Оцени статью: