«В белорусской модели гораздо больше «государственного», чем «капиталистического»

Может ли белорусская модель «государственного капитализма» измениться?

В Лондоне состоялась презентация исследования Венского института международных экономических исследований и Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC «Белорусская экономика: Проблемы застропорившихся реформ».

Главу «Макроэкономическая среда и политические дилеммы» представил исследователь BEROC Дмитрий Крук. Thinktanks.by предлагает выдержки из его доклада.

Через двадцать пять лет после распада Советского Союза Беларусь представляет собой особый пример переходного процесса, который сочетает в себе, с одной стороны, относительно высокий уровень благосостояния, социально ориентированную политику и зачатки предпринимательства, а с другой стороны - остатки коммунистического прошлого. Основой белорусской экономической модели в течение большей части этого периода было сочетание внешних заимствований и мягких бюджетных ограничений в отношении принадлежащей государству части экономики, подкрепляемое мощной системой административного контроля. В периоды благоприятных внешних условий такое сочетание обеспечивало сравнительно высокие темпы экономического роста и позволяло властям выполнять свою часть "социального контракта" с населением, который ставил своей целью почти полную занятость на рынке труда. Но данная модель также неизбежно вела к постоянному накоплению квази-бюджетного дефицита, а его последующая монетизация вызвала макроэкономические и валютные неурядицы.

В настоящий момент белорусская экономическая модель близка к тому, чтобы исчерпать себя, и изменения в экономической политике видятся неизбежными.

Выпала ли Беларусь из переходного процесса?

Уникальный опыт Беларуси опровергает многие представления о характере и особенностях процесса посткоммунистического переходного периода. Беларусь встала на свой собственный путь такого перехода, отличный от того, что происходило в других странах, но, тем не менее, все равно ведущего к трансформации экономической системы. По общепринятым меркам "продвижения по пути рыночных реформ" Беларусь фактически "застыла" в состоянии застопорившихся, незавершенных рыночных реформ в точке, которую большинство других посткоммунистических стран прошло еще в середине 1990-х годов. По этому признаку Беларусь отстает не только от наиболее развитых экономик Центральной и Восточной Европы, но также и от стран Содружества Независимых Государств и Украины.

В то же время в течение двух последних десятилетий средний темп роста ВВП в Беларуси был выше не только по сравнению с соседними странами, но и со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Юго- Восточной Европы. В результате Беларусь добилась значительного прогресса: к 2015 г. ВВП на душу населения в Беларуси составлял порядка 70% от среднего уровня ВВП в 11 странах ЦВЕ по сравнению с 48% в 1995 г. Благодаря политике социальной защиты и внутренней консолидации Беларусь также достигла сравнительно справедливого распределения результатов такого роста.

В то же время Беларусь была страной с самым высоким средним темпом инфляции среди всех переходных экономик; она не смогла добиться устойчивой макроэкономической стабильности и пережила несколько последовавших друг за другом финансовых кризисов. Таким образом, во многом Беларусь опровергает некоторые общепринятые представления о переходном процессе: трансформация в стране развивалась по собственному сценарию, в ее рамках формулировались отличные от других стран цели, как в политической, так и в экономической сферах, и были достигнуты отличающиеся от других стран результаты.

Движется ли Беларусь к новой модели экономической политики, читайте здесь

  • Оцени статью: