Экспорт с понижением цены

Белорусский легпром в прошлом году заметно увеличил поставки в дальнее зарубежье по ключевым товарным позициям.

В январе — ноябре 2016 года экспорт товаров легкой промышленности характеризовался значительным увеличением поставок в натуральном выражении. Однако в большинстве случаев средняя цена сделок оказалась существенно ниже, чем в аналогичном периоде 2015-го. Любопытно, что снижение прайсов было характерно не только для продаж на российский рынок, который все еще толком не восстановился после стрессового замедления экономики и падения уровня жизни в 2015 году. Белорусские производители шли на активное снижение цен и при отгрузках в относительно благополучную Европу.

Впрочем, подобная тактика принесла результаты, по крайней мере в отношении поставок текстиля и одежды. Так, экспорт одежды из трикотажа увеличился на 25 % в физическом выражении и на 16,4 % — в стоимостном. Поставки предметов одежды, кроме трикотажного вязания, возросли соответственно на 45 и 37,8 %. На экспорте этих двух товарных групп за пределы СНГ отрасль заработала в общей сложности почти 50 млн долларов.

Относительно оживленно шла торговля и белорусскими готовыми текстильными изделиями из категории «прочие». За 11 месяцев прошлого года за пределы СНГ поставлено такой продукции на 11,1 млн долларов. Правда, в силу активного снижения цен увеличение физических поставок сопровождалось падением совокупной выручки в данном сегменте.

Успехи по вышеперечисленным позициям отчасти скрасили потери по другим направлениям. Так, статистика зафиксировала уменьшение объемов экспорта в дальнее зарубежье отечественного трикотажного полотна (на 39,2 % в физическом выражении и на 47,1 % — в стоимостном). При этом доля поставок в страны вне СНГ составила лишь 1,52 % от совокупного экспорта данной продукции.

На 38,2 % уменьшился тоннаж и на 47,1 % — совокупная стоимость экспорта в страны вне СНГ трикотажных полотен машинного и ручного вязания. Наполовину сократились поставки головных уборов (в денежном выражении потери составили 44,6 %). Экспорт обуви в натуральном выражении потерял сразу три четверти. От жесткой посадки эту товарную позицию уберег только заметный рост средних цен, в результате чего денежные потери составили только 28,2 %. Впрочем, отгрузки белорусской обуви в Европу и на прочие рынки дальнего зарубежья были ничтожно малы: их доля в совокупном экспорте обуви не превысила 1,5 %.

Продажи с понижением цены оставляют открытым вопрос о маржинальности поставок продукции белорусского легпрома за «дальнюю дугу», особенно если учесть, что в отличие от ЕАЭС в большинстве стран к нашим товарам применяются ввозные таможенные пошлины, усложняющие экономику экспорта.

Таким образом, в прошлом году тактика отечественных предприятий легкой промышленности характеризовалась формулой «дешевле, но больше». К сожалению, такой путь может оказаться тупиковым, так как увеличение в ассортименте экспортных поставок дешевых товаров с низким уровнем маржинальности неизбежно приведет к снижению общей рентабельности организаций. Осознанные поставки товаров по ценам ниже издержек производства в длительном периоде и вовсе грозят банкротством некоторых экспортеров

  • Оцени статью: