«Когда начнется эпидемия, будем выдавать листы всем». Кто получает больничные в частных медцентрах

Когда Минздрав разрешил частным медцентрам выдавать больничные, то преследовал две цели: повысить качество оказания медпомощи и уменьшить нагрузку на государственную систему здравоохранения. Эксперты говорили и о том, что эта мера может благоприятно повлиять на распространение добровольного медицинского страхования. Можно ли говорить, что мы уже достигли какой-то из этих целей?

Фото: TUT.BY

Частным медцентрам больничные — дополнительные хлопоты…

Представители Минздрава говорили о том, что коммерческие медцентры в состоянии подготовиться к выдаче больничных за две недели. С тех пор прошло полгода — но желание готовиться выразили далеко не все.

— Многие платные медицинские центры отказываются выдавать больничные листы, так как для этого необходимо выполнить ряд требований: обучить персонал, выделить отдельную комнату, поставить сигнализацию, нести ответственность за оформление листков нетрудоспособности, которые являются бланками строгой отчетности, — перечисляет Элина Сычева, заместитель директора медцентра «Лодэ».

Для того чтобы проводить экспертизу временной нетрудоспособности, специалисты медцентров проходят курсы по медицинской экспертизе в БелМАПО (Белорусской медицинской академии последипломного образования). В первом полугодии 2016 года на кафедре медицинской экспертизы и реабилитации провели четыре таких курса и обучили 50 врачей. «ЛОДЭ», «Белэкомедсервис», «Новое зрение», «Медицинская инициатива» направили по 3−4 специалиста, но большинство — по одному. Получается, что заинтересованность в выдаче больничных пациентам за полгода проявили 23 коммерческие организации здравоохранения. В масштабах республики — немного (особенно если говорить о том, насколько они способны разгрузить государственные медицинские учреждения).

В медицинских центрах «Лодэ» постановлению Минздрава следуют с 21 марта — и с тех пор выдали более 500 больничных. Правда, рассчитывать на такую услугу могут не все пациенты, а только те, кого с медцентром связывают договорные отношения (например, договор корпоративного или добровольного страхования), или те, кому проведено оперативное вмешательство (стоматологические отделения, хирургическое отделение с краткосрочным пребыванием пациентов).

— В поликлиниках есть амбулаторные карты, где можно изучить историю болезни пациента. Не зная ее, не имея на руках результатов анализов, врач рискует ошибиться. Потому больничный выдаем в первую очередь тем пациентам, которых наблюдаем уже долгое время. Но, видимо, когда начнется эпидемия гриппа, будем выдавать листы всем заболевшим, но только на короткий срок — в помощь государственным поликлиникам, — предполагает Элина Сычева.

Похожих «ограничений» придерживаются другие частные медцентры. Например, в «Экомедсервисе», где с больничными начали работать еще в феврале, листы временной нетрудоспособности выдают только постоянным пациентам (посетившим специалистов центра два и более раз) и тем, кто обслуживается по корпоративным договорам и направлениям от страховых компаний.

…страховщикам — дополнительные расходы…

Эксперты говорили о том, что такое расширение полномочий «частников», как больничные листы, выгодно скажется на развитии добровольного медицинского страхования. На практике с этим согласились не все страховщики: кое-кто из них и до сих пор старается избегать больничных из коммерческих медцентров.

— У «Лодэ» заключены договоры с десятью страховыми компаниями, но некоторые компании отказались направлять пациентов в частные медицинские центры, если по состоянию здоровья требуется выдача листка нетрудоспособности, — поясняет Элина Сычева.

Виной всему — дополнительные расходы. За сам больничный брать деньги не имеет права ни один медицинский центр, но выдача листка должна быть обоснованной, поэтому, следуя клиническим протоколам лечения, пациенту необходимо сдать определенные анализы и пройти необходимые обследования. Понятно, что стоимость данных услуг в частном медцентре выше, чем в поликлинике. Так что некоторые страховые компании направляют своих пациентов, нуждающихся в больничных листках, в государственные учреждения здравоохранения.

— Да, мы не работаем с больничными из «Лодэ», — подтверждает Татьяна Туркина, начальник отдела медицинского страхования «Промтрансинвест». — В государственных поликлиниках есть сформировавшийся алгоритм по работе с листками временной нетрудоспособности: например, как правило, больничный продлевается через определенное количество дней. В частных медцентрах часто предпочитают динамическое наблюдение. Пациент получает больше услуг, но всегда ли они действительно ему необходимы? Вопрос остается открытым.

Свою позицию «Промтрансинвест» аргументирует и тем, что действующий договор, заключенный между страховой компанией и коммерческим медцентром, не предусматривает работы с листками временной нетрудоспособности.

В «Экомедсервисе» тоже сталкивались с тем, что некоторые страховые компании пытались отказаться оплачивать консультацию врача, необходимую для выдачи больничного.

— Проблемы были, когда мы только начинали заниматься листками временной нетрудоспособности, — вспоминает Оксана Попченко, председатель ВКК «Экомедсервис». — Сегодня можно говорить о том, что мы урегулировали ситуацию. В единичных случаях достаточно созвониться со страховой и объяснить положение дел: например, то, что повторный визит к врачу был бы обязательным и без выдачи больничного. Как правило, все решается в пользу пациента — если момент с выдачей листков временной нетрудоспособности в частных медцентрах не оговорен отдельно в страховом полисе. Ведь при заключении договора клиенты часто не обращают достаточного внимания на то, какие виды медицинского обслуживания входят, а какие не входят в их полис.

Мария Кикнавелидзе, председатель Комитета БАС по медицинскому страхованию и директор ЗАО «Ваш Ассистанс», отметила, что выдача листков нетрудоспособности негосударственными организациями здравоохранения не может повлиять на убыточность страховых компаний.

— Другое дело, что увеличение цен на медицинские услуги организациями здравоохранения любой формы собственности может повлиять на стоимость страховки.

…но пациентам удобно

Сделало ли появление дополнительной услуги, то есть выдачи больничных, более востребованными частные медцентры и добровольное медицинское страхование? Все еще нет.

— При организации работы по выдаче листков нетрудоспособности мы не ждали увеличения количества пациентов, так оно и получилось, — резюмировала Элина Сычева.

— Случалось, что застрахованные пациенты обращались в платный медицинский центр, где им диагностировали воспаление легких — а потом человек вынужден был ехать домой и вызывать врача из территориальной государственной поликлиники, чтобы получить больничный, — заметила председатель Комитета БАС по медицинскому страхованию Мария Кикнавелидзе. — Думаю, что это несправедливо по отношению к застрахованному.

Исследование, проведенное группой экспертов в рамках проекта РЕФОРУМ, показало, что белорусы рассматривают введение страховой медицины как одну из основных мер реформирования здравоохранения. При этом население не готово платить за медицинскую страховку самостоятельно (только 13,6% опрошенных поддержали эту идею) и возлагают эту ответственность на работодателя.

— Те немногие предприятия, которые используют добровольное медицинское страхование (ДМС), в целом удовлетворены, — говорит аналитик BISS Елена Артеменко, которая проводила исследование в рамках проекта «Рефорум». — Но и население, и предприятия отмечали, что им не хватает перечня услуг, предоставляемых страховыми компаниями. Наше предложение было в том, чтобы сделать его не шире, но гибче и таким образом адаптироваться к потребностям разных сотрудников. Кроме того, мы предлагаем развивать культуру страхования. Расходы предприятий на одного сотрудника по страховке не такие высокие: около 50 долларов на одного сотрудника в год. Видимо, не все предприятия об этом знают.

Чтобы понять, почему разрешение частным медцентрам выдавать больничные не повлияло на распространение ДМС, достаточно посмотреть на причины, по которым предприятия отказываются от страхования сотрудников. Елена Артеменко говорит о том, что это — недостаточное количество средств (41,5%) и то, что работники предпочитают мотивацию не в виде социального пакета, а финансовую (20%). Так что развитие ДМС напрямую зависит только от экономического положения в стране в целом — но это уже совсем другая история.

  • Оцени статью: