Почему студенту выгоднее купить диплом, чем написать?

Кто спровоцировал появление индустрии плагиата?

Заместитель премьер-министра Василий Жарко недоволен качеством подготовки в ВУЗах. Одна из претензий — многие студенты не пишут контрольные, курсовые и дипломные работы, а покупают готовые у поставщиков таких услуг.

«О каком качестве образования мы можем говорить? Считаю, что необходимо проверить эти интернет-сайты и законодательно дать им оценку, имеют они право на жизнь или нет», — заявил на днях вице-премьер.

Почему студенты предпочитают халтурить и можно ли привить им академическую честность?

«Некоторые темы дипломов не имеют ничего общего с профессией»

Спрос на готовые курсовые и дипломные не падает, в первую очередь, потому, что уровень требований в университетах постоянно растет, считает представитель столичной организации, предоставляющей услуги по написанию студенческих работ.

– Написать многие работы самостоятельно практически нереально, — убежден собеседник Завтра твоей страны. — Простой пример: чтобы раскрыть конкретную тему по психологии, нужно много месяцев или лет наблюдать за детьми в детском саду. Кто студента туда пустит? Никто. Некоторые темы дипломов не имеют ничего общего с профессией. Вот и обращаются студенты к человеку или в организацию, которая решает этот вопрос.

Студенты жалуются на сложность и оторванность тем от реальности, высокую учебную нагрузку и отсутствие времени, а также на чрезмерные технические требования к оформлению – велик риск получить плохую отметку только потому, что в работе не те поля или междустрочное расстояние.

Чаще всего студенты заказывают работы, напрямую не связанные с их будущей профессией, освобождая тем самым время для тех заданий, которые им более интересны и важны.

–  Списанные в университетские годы работы никак не влияют на профессиональные качества, потому что нередко темы не имеют никакого отношения к тому, что будут делать выпускники в своей профессии, – уверен поставщик услуг для студентов. — Рынок студенческих услуг и возник потому, что слишком велик отрыв обучения от рынка труда. 

Искать причину проблемы собеседник предлагает в организации высшего образования.

«Санкции за плагиат должны быть хорошо прописаны»

Большинство студентов так или иначе грешит против академической честности, показал опрос, проведенный Общественным Болонским комитетом. Они не считают списывание или покупку контрольных работ неправильным, потому что оценивают получаемые задания как бессмысленные с точки зрения перспектив трудоустройства или профессиональных компетенций, рассказывает член Общественного Болонского комитета и бывший проректор ЕГУ Владимир Дунаев.

–  Сами по себе услуги по подготовке различных работ на качество образования не влияют. И они будут оказываться в любом случае, — говорит эксперт. — Проблема в том, что студенты не считают не только неправомерным, но даже этически сомнительным обращение за такими услугами. И пока студенты не видят смысла в таких работах, они не будут их исполнять самостоятельно.

Владимир Дунаев считает, что студенты чрезмерно перегружены письменными заданиями. И это вызывает у них желание себя разгрузить за счет любой доступной формы плагиата или хитрости.

–  Вопрос со стороны властей ставится неправильно. Ведь не в том дело, какой статус имеют провайдеры студенческих услуг. Стоило бы ставить вопрос о правовой ответственности студентов за акты академической нечестности и плагиата, – говорит представитель Общественного Болонского комитета.

Но прежде чем наказывать студентов, он предлагает пересмотреть учебные программы, задания, рационализировав их и уменьшив количество бессмысленной работы, а также актуализировать обучение и задания, чтобы студенты видели в них смысл.

–  Если в системе образования все сделать правильно, тогда можно требовать от студентов соблюдения норм права и этики, и добиваться правовой оценки актов академической нечестности. Впоследствии можно создать соответствующую правовую норму вплоть до отчисления из вуза, но санкции за плагиат должны быть хорошо прописаны, – говорит Владимир Дунаев.

«Тот, кто серьезно относится к учебе, чаще не находит себя на рынке труда»

Запугиванием, угрозами, административными или уголовными делами ситуацию с рынком готовых студенческих работ не решить. Если не менять порождающие спрос обстоятельства, рынок просто уйдет в тень, убежден доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) Андрей Лаврухин.

Причин спроса на чужие работы несколько. Высшее образование перестало быть элитарным и стало доступным почти всем желающим. В 2013 году общий коэффициент охвата населения высшим образованием в Беларуси составил 95,5%. В Австрии аналогичный коэффициент был 80,4%, Бельгии – 72,3%, Германии – 61,1%, Дании 81,2%, Великобритании – 56,9%.

– Это, конечно, предмет гордости нашего Министерства образования и чиновников, но, увы, это радость со слезами на глазах. Высшее образование в Беларуси девальвировалось еще и потому, что оно уже не обеспечивает существенных преимуществ на рынке труда в виде более высокого уровня зарплат, социального статуса, – говорит Андрей Лаврухин. – В Германии специалист с высшим образованием зарабатывает почти на 30% больше, чем без такового, а в Беларуси сотрудник ОМОНа, умеющий хорошо орудовать дубинкой, получает в 3-4 раза больше, чем выпускник физфака Белгосуниверситета.

Все, кто получает высшее образование, рано или поздно это понимают и начинают относиться к нему как к символическому капиталу, который едва ли возможно «конвертировать» в соответствующее материальное вознаграждение и социальный статус в нынешних условиях.

–  Парадоксально, но факт: в нашем обществе как раз тот, кто слишком серьезно относится к учебе и самостоятельно выполняет все задания, не находит места на рынке труда гораздо чаще, чем тот, кто параллельно с учебой работает, мониторит ситуацию, суетится, – отмечает собеседник Завтра твоей страны.

Диплом не значит работа: какие перспективы у выпускников белорусских вузов?

Андрей Лаврухин видит проблему в рассогласованности рынков образования и труда. В результате чего само по себе написание диплома ни прибавляет, ни убавляет шансов выпускников на трудоустройство. Когда заинтересованным участникам сферы высшего образования будет понятна мотивация дипломных работ, тогда можно будет предъявлять требования к качеству и выстраивать кадровую политику. Тогда же преподаватели станут давать такие задания, которые невозможно купить, потому что на рынке труда будут востребованы компетенции, а не просто дипломы.

–  Я бы посоветовал господину Жарко и его коллегам обратить свой праведный гнев на самих себя и то министерство, действия и бездействия которого спровоцировали появление целой индустрии написания дипломов, но так и не смогли породить компетенций, адекватных спросу на рынке труда, –  заключает эксперт.

«У нас в образовании махновщина» «Многие из них десятилетиями не выходили из-за кафедры в реальный мир спроса и предложения»

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 43
  • Балл: 5