Как Facebook будет бороться с фейковыми новостями в Германии

Проверкой сомнительных новостей в немецкоязычной версии Facebook будет заниматься исследовательский центр Correctiv. DW выяснила, что это за компания и как будет проходить проверка.

После обрушившихся на Facebook громких обвинений в распространении во время президентских выборов в США фейковых новостей компания начала думать о том, как бороться с появляющейся в соцсети фальшивой информацией.

Факт против фейка: как победить в информационной войне

В Германии проверять информацию из соцсети на достоверность будет берлинская исследовательская компания Correctiv, которая называет себя «первым некоммерческим исследовательским центром в немецкоговорящей среде».

Накануне выборов в бундестаг, которые состоятся осенью, эту превентивную меру многие приветствуют. После скандала, разразившегося в связи с распространением сфальсифицированных новостей во время избирательной кампании в Америке, немцы опасаются, что дезинформация может повлиять на исход парламентских выборов в их стране.

Как объяснил в интервью второму каналу немецкого телевидения (ZDF) глава Correctiv Давид Шравен, 25 экспертов из его команды будут проверять сомнительные новости на достоверность. Денег за свою работу Correctiv получать не будет: с момента основания компания финансируется за счет пожертвований и грантов от различных фондов. На первое время так и будет продолжаться, хотя на странице Correctiv в Facebook Шравен отмечает, что «будет сложно тратить пожертвованные деньги на оздоровление Facebook».

Как Correctiv будет проверять фейки

В ближайшем будущем руководство соцсети планирует как можно скорее разоблачать появляющиеся на ее станицах ложные публикации - неважно, на какую тему - и предупреждать об этом пользователей. Чтобы обуздать наплыв фейков, в США Facebook уже работает с целой сетью независимых организаций. Теперь и в Германии Correctiv будет проводить оценку достоверности сомнительных публикаций. Однако для начала Facebook предстоит улучшить технические настройки.

В отличие от американских юзеров, у пользователей немецкоязычной версии соцсети пока нет возможности сообщать Facebook о сфальсифицированной информации. Они могут лишь пометить предположительно фейковые новости как спам, не конкретизируя при этом, что речь идет именно о ложных сведениях.

Однако уже в ближайшее время и в немецкоязычной версии Facebook будет добавлен пункт «Речь идет о фальшивой новости». Как только публикация наберет «соответствующее количество отметок», ее начнут проверять в редакции Correctiv, объясняет Шравен. Если окажется, что пост, на который пожаловались пользователи, действительно содержит фальшивую информацию, он будет отмечен предупреждающим знаком и по возможности сопровожден ссылкой на верные факты. Удалять такие посты не будут.

В случае с некоторыми постами - например, если речь идет о неверных цитатах - в Correctiv рассчитывают, что на исправление и соответствующую маркировку не потребуется много времени. В более сложных случаях, когда вокруг правдивого фактического ядра неожиданно возникают «дикие выдумки», работа редакторов будет выглядеть совсем иначе, подчеркнул Шравен.

Важна активность пользователей

Важную роль в разоблачениях фейков будут играть и пользователи, поскольку именно они стимулируют весь процесс проверки подлинности информации. Если в редакцию Correctiv не поступит достаточное количество жалоб на пост в Facebook, проверка осуществляться не будет. Шравен не исключает, что его компании придется увеличить количество сотрудников, но это станет окончательно понятно только после завершения тестовой фазы.

На данный момент у Correctiv не настолько большой штат, чтобы редакторы могли проверять каждую ссылку. Технические и организационные моменты тоже нужно прояснить, отметил глава компании в интервью газете Süddeutsche Zeitung. Необходимо подумать и о финансировании на долгосрочную перспективу, чтобы создать для проекта прочную основу, рассуждает он и добавляет, что Facebook, возможно, впоследствии все же придется выделять деньги для Correctiv.

При этом сам Шравен не уверен, окажется ли идея проверять на достоверность новости из Facebook эффективной в борьбе с фейковыми сведениями, которые благодаря своему быстрому распространению уже приобрели огромные масштабы. «Мы убеждены, что одной этой инициативы недостаточно, чтобы стабильно справляться с фальшивыми новостями. Нужно найти много различных способов. Но мы рады, что Facebook по крайней предпринимает эти шаги», — написал он на странице в соцсети.

Facebook принимает меры, но снимает с себя ответственность

Facebook также планирует препятствовать использованию постов для «зарабатывания денег». Об этом в середине декабря объявил в своем блоге вице-президент компании Адам Моссери. Это решение было принято после того, как во время президентской кампании в США некоторые пользователи, прикинувшись новостными СМИ, зарабатывали, распространяя в соцсети фальшивую информацию.

Между тем немецкие политики считают, что Facebook опоздал с предложенными мерами по борьбе с ложной информацией. Так, министр юстиции ФРГ Хайко Маас уже давно требовал принять жесткие меры в отношении соцсети и призвать ее к ответственности. В субботу, 14 января, правящая коалиция договорилась ужесточить меры против публикации в социальных сетях комментариев, разжигающих ненависть, и поддельных новостей. Глава фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фолькер Каудер потребовал, чтобы Facebook и Twitter создали отделы претензий, которые работали бы 24 часа в сутки и реагировали бы на жалобы пользователей.

Руководство соцсети, похоже, наконец-то прислушалось к критике немецких властей. Американская компания заявила, что помимо Correctiv планирует найти и других партнеров в Германии для борьбы с фейковыми новостями. Однако тем самым соцсеть снимает с себя ответственность, по крайней мере редакционную. А значит, посыл ее руководства, по всей видимости, таков: вранье постят другие - и исправлять его тоже другим.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 4