Зачем Минску «ревизия» Таможенного кодекса ЕАЭС?

Демарш белорусского президента с подписанием ключевого документа функционирования ЕАЭС объясняется в первую очередь «железобетонной» позицией Кремля в отношении урегулирования затянувшегося нефтегазового конфликта. Но только ли в этом подоплека фальстарта резонансного интеграционного документа?

Ответ нашло Наше мнение.

В Евразийском экономическом союзе Таможенный кодекс регулирует отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, и является надгосударственным международным правовым актом.

Сейчас действует Кодекс, принятый еще в 2009 году – на старте Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Он устарел: ведь на этапе создания интеграционной «тройки» значительную часть полномочий таможенных органов оставили на национальном уровне. Как следствие, сейчас таможенные процедуры и взимание пошлин в странах-участницах ЕАЭС существенно отличаются. Помимо ТК, таможенная сфера в ЕАЭС регулируется 33 международными договорами. И при этом 8 договоров фактически не применяются, так как их положения входят в Таможенный кодекс.

Этот таможенный «разнобой» осложняет работу бизнеса и создает проблемы для национальных экономик. Новый ТК ЕАЭС призван унифицировать процедуры доступа товаров на общий рынок и закрепить единые нормы регулирования по сборам ввозных пошлин.

Принципиальные для Беларуси вопросы решить не удалось

В ЕАЭС таможенные декларации подаются по месту регистрации субъектов хозяйствования, а не в любой таможенный орган стран интеграционной «пятерки», как могло быть в классическом экономическом союзе (о чем, кстати, мечтают все предприниматели). Отмена принципа резидентства в ЕАЭС позволила бы растаможивать в Беларуси грузы, которые идут в Россию и Казахстан – аналогично действующей системе в странах ЕС.

Что касается белорусских импортеров, то при ввозе товаров, например, из Китая через Кыргызстан и Россию в Беларусь они могли бы существенно снизить издержки за счет отказа от таможенного транзита до Беларуси или от посредников в иных государствах-членах. Это также расширило бы транзитные возможности Беларуси, позволило бы загрузить те логистические центры, повысить спрос на услуги белорусских таможенных представителей и, как следствие, увеличить приток валюты в госбюджет.

Однако при подготовке нового ТК договориться по этому вопросу, который является ключевым для создания действительно единого таможенного пространства, странам «пятерки» не удалось. Как не удалось решить еще дну важную для Беларуси проблему – ликвидировать разрешительную систему на автоперевозки из третьих стран, из-за чего страна не может в полной мере использовать свой транзитный потенциал.

Игнорирование этих важных для Беларуси позиций фактически во многом сводит на нет другие «прелести» нового ТК.

Очередной фальстарт

На этапе подготовки нового ТК разработчики заявляли, что их главная задача – создать нормативно-правовую базу, которая будет представлять ЕАЭС как единый субъект и как гарант четких правил игры на евразийском пространстве. Но реализовать эту декларацию не получилось, учитывая хотя бы то, что «пятерка» так и не продвинулась в решении вопросов о ликвидации разрешительной системы на автоперевозки и отмене принципа резидентства в ЕАЭС.

Следовательно, говорить о том, что новый ТК станет гарантом свободного передвижения товаров и услуг в ЕАЭС не приходится (хотя, справедливости ради следует отметить, что в документе прописан ряд важных нововведений, главные из которых – переход на электронный документооборот и упрощение таможенных процедур).

Кроме того, для построения полноценного таможенного союза мало принять новый ТК. Важно устранить существующие скрытые нетарифные барьеры (санитарные и фитосанитарные меры, технические требования, квоты, запреты, ценовой и количественный контроль, меры, влияющие на конкуренцию, ограничения в области сбыта и госзакупок и т.д.).

На финишном этапе подписания нового ТК именно эти проблемы – поставки нефти в Беларусь, барьеры на пути поставок белорусской сельхозпродукции на российский рынок, а также нововведение на границе для иностранцев, которое РФ ввела без консультаций с белорусской стороной и предварительных уведомлений, – обострили отношения между Россией и Беларусью.

Очевидно, что на таком фоне подписание официальным Минском нового ТК выглядело бы по меньшей мере нелогичным. Но если бы сторонам удалось снять хотя бы нефтегазовую проблему, белорусский президент вряд ли проигнорировал бы подписание нового ТК, невзирая на все его новеллы, не сулящие официальному Минску скорых дивидендов, но при этом вынуждающие поделиться частью полномочий с наднациональным органом ЕАЭС.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 5