Раскусят ли иностранные инвесторы белорусскую картошку

Растущий спрос на продовольствие -- для Беларуси хорошая возможность сэкономить на не всегда продуктивных госинвестициях в село. С одной стороны -- чем больше растут цены на продовольствие, тем больше зарабатывают сельхозпроизводители и, соответствено, тем больше тратят собственные, а не бюджетные средства. С другой стороны, аграрный сектор белорусской экономики в сложившихся условиях становится очень привлекателен для более эффективных, чем государство, инвесторов -- частных структур.

Этот тренд уже с прошлого года заметен в аграрном секторе Беларуси. И нет ничего удивительного, что на данном этапе он проявляется в росте иностранных частных инвестиций в белорусское сельское хозяйство. Западные потребители и компании первыми почувствовали на себе начавшиеся изменения на продовольственном рынке и начали делать серьезные и долгосрочные вложения в сельскохозяйственные активы.

По данным Министерства статистики и анализа Беларуси, в 2006 году, например, весь объем иностранных инвестиций в сельское хозяйство Беларуси составил 11,5 млн долларов. Из этой суммы свыше 10 млн долларов являлись кредитными средствами, предоставленными на закупку западной сельхозтехники. Прямые инвестиции иностранных инвесторов в белорусское село в 2006 году составили всего около 1,3 млн долларов.

В 2007 году интерес иностранных инвесторов к белорусскому сельхозпроизводству вырос и количественно, и качественно. Объем инвестиций по сравнению с 2006 годом вырос более чем в 2 раза -- почти до 30 млн долларов. Причем, в прошлом году свыше 70% этих средств (21,7 млн долларов) составили инвестиции, вложенные в белорусское село напрямую, в уставные фонды совместных и иностранных предприятий. Еще больше в прошлом году было сделано предложений по сотрудничеству в продовольственной сфере. Среди проектов встречаются и весьма оригинальные. Например, по информации «Завтра твоей страны», крупная итальянская продовольственная компания Produttori Sementi вела в сентябре 2007 года переговоры о возможности выращивания в Беларуси генетически-модифицированной пшеницы. О чем договорились стороны, к сожалению, неизвестно.

По мнению экспертов «Завтра твоей страны», в текущем году интерес частных инвесторов, включая и местных бизнесменов, к белорусскому сельскому хозяйству будет только расти.

-- Сегодня, когда во всем мире бешеный рост цен на продовольствие, нам это выгодно, потому что мы наполовину — аграрная страна. Мы вовремя начали строить по программе возрождения села, реанимировать сельское хозяйство и многое уже имеем: уже почти 1,5 млрд. а в этом году 2 млрд. долларов можем получить от села, от экспорта сельхозпродукции. Такого никогда не было -- 2 млрд. долларов от экспорта сельскохозяйственной продукции! – отметил президент Александр Лукашенко в своем послании народу и парламенту благоприятные тенденции, которые создают условия для развития успешного бизнеса в сельхозпроизводстве.

Рынки сбыта, по его словам, колоссальные — «вези молоко, масло, чеснок, лук, соки, яблоки, — что угодно вези, вези и приличные деньги за это платят».

В то же время в ходе своего выступления глава белорусского государства поставил задачу срочно увеличить инвестиции в аграрный сектор:

-- Мы уже сегодня видим, если бы у нас было не 600—800 суперсовременных молочнотоварных комплексов или ферм, которые мы построили, а были все 3 тысячи, как мы планировали, нам деньги в сельском хозяйстве некуда было бы девать в связи с теми ценами, которые сегодня сложились на международном рынке продовольствия. И они будут расти. Вот куда надо вбрасывать деньги! И немедленно это делать.

Эксперты «Завтра твоей страны» сомневаются, что на белорусской почве в сельском хозяйстве можно вырастить многопрофильный сельскохозяйственный бизнес уровня Cargill (крупнейшая мировая частная (непубличная) сельскохозяйственная компания – прим. А. Г.), но успешные частные бизнесы в отдельных подотраслях здесь могли бы вызреть. Эксперты отмечают, что в первую очередь необходимо ориентироваться на те сегменты, где у нашей страны уже имеются серьезные позиции на мировом рынке – на картофелеводство (3,1% мирового производства картофеля), на производство животного масла (1,8%) и молока (1,1%).

  • Оцени статью: