Женщины волонтёрят, мужчины подписывают петиции

А четверть опрошенных белорусов вообще не знают о существовании НГО.

Что слышали белорусы о деятельности общественных организаций и неформальных инициатив, каков имидж этих организаций и чем они интересны людям — в Беларуси оценили устойчивость гражданского общества, изучив мнение интернет-аудитории.

Опрос проведен в декабре 2016 года среди пользователей 15-54 лет обоих полов. Выборка составила 2011 человек, по ответам которых авторы исследования «Осведомленность и включенность в деятельность общественных организаций и неформальных инициатив в Беларуси» предлагают судить об отношении к НГО  5,1 миллиона человек, составляющих интернет-аудиторию в Беларуси.

«Не стоит бежать впереди паровоза»

Выяснилось, что лишь 6,3% белорусов активно участвуют в работе общественных организаций или неформальных инициатив. 26% признались, что не знают  об их существовании, а 22% респондентов не смогли ответить на этот вопрос.   

В то же время 65% респондентов считают, что общественные организации и инициативы приносят пользу обществу.

По данным исследования

Из тех 52%, которые знают об общественных организациях/инициативах, 12% активно участвуют в них, а еще 29% участвуют иногда.

Но, может, больше и не надо?

— Есть люди, которые не догадываются поискать в интернете – и их не вовлечешь новым сайтом, – считаетэксперт Либерального клуба Вадим Можейко. – И порой их не нужно вовлекать, ведь гражданское общество не строится через таргетированную рекламу на Facebook.

Не стоит бежать впереди паровоза, заключает эксперт.

— Я бы понимал это как недостаточную информированность людей, – считает Михаил Дорошевич, один из авторов исследования и руководитель «Балтийской экспертизы интернет-политики».

По мнению директорки Офиса европейской экспертизы и коммуникации (ОЕЕС) Светланы Зинкевич, информирование важно, потому что люди не начнут решать свои проблемы самостоятельно, если не делали этого раньше и не слышали, что кто-то, например, справляется с коммунальными проблемами без ЖЭСа.

«Это организации фанатиков»

Что такое общественные огранизации в представлении белорусов?

Прежде всего это профсоюзы, затем идут молодежные и спортивные организации. Меньше всего опрошенные наслышаны про научные и региональные организации. Религиозные тем популярнее, чем старше возраст респондента, а экологические — популярнее всего у людей 35-44 лет.

По данным исследования

«Есть такое мнение, что общественные организации – это организации фанатиков, которые хотят охранять кошечек и обнимать деревья. Или – вам болит, значит, это ваша проблема. А мы пожертвуем немного денег», – так прокомментировали исследование из зала во время презентации.

— Есть брэнды, о которых все знают: Красный крест с его хорошей репутацией или БРСМ, о котором думают, что он ничего не делает, – говорит Николай Кванталиани, координатор NewGroupMedia.org.

Но в целом у НГО и неформальных сообществ позитивный имидж.

Женщины жертвуют больше денег

Мужчины и женщины одинаково активны, но их интересы отличаются: женщины больше склоняются к профсоюзам и молодежным организациям.

Мужчин привлекают патриотические организации или посвященные истории, искусству, предпринимательству, профессиональные ассоциации, организации местного развития.

Женщины жертвуют больше денег, чаще волонтерят и являются членами организаций.

Деятельность мужчин полярнее: они подписывают онлайн-петиции и, с другой стороны, чаще руководят проектами.

— Говорят о том, что гендерная проблема в Беларуси надуманная, что не все вопросы гендерно чувствительны, – отмечает Светлана Зинкевич. – Но в данном случае я вижу, что любая общественная активность может исходить из различия между интересами мужчин и женщин.

Исследователи выявили также три главные причины участия белорусов в деятельности общественной организации. Это – общие ценности, интересные проекты и четкие цели данной общественной структуры.

По данным исследования

Полный текст исследования интернет-аудитории «Осведомлённость и включенность в деятельность общественных организаций и неформальных инициатив в Беларуси», проведенного совместно Балтийской инициативой интернет-политики и Офисом европейской экспертизы и коммуникации, здесь

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 10
  • Балл: 4.5