В Россию – по бросовым ценам

Экспорт товаров легкой промышленности в этом году растет, но по­прежнему преимущественно за счет поставок на российский рынок.

Успехи на российском рынке достигаются существенным снижением средних долларовых цен на белорусскую продукцию. Фото: БЕЛТА  

По данным таможенной статистики, в январе — июле 2016 года экспорт продукции легкой промышленности в стоимостном выражении увеличился примерно на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, в том числе в Россию — на 22,4 %. По многим товарным группам увеличение контрактной стоимости достигнуто за счет наращивания физических объемов экспорта, тогда как средняя цена снизилась.

Белорусских ковров в тоннах поставлено на 24,4 % больше, при этом в долларах экспорт прибавил всего 6,5 %. Трикотажной одежды машинного вязания поставили на 57,7 % больше при увеличении контрактной стоимости всего на 27,4 %.

Наиболее заметно средние цены теряли именно при продажах на российский рынок. Например, поставки в РФ трикотажного полотна машинного вязания в натуральном выражении увеличились в 6,6 раза, а в стоимостном — только на 188,2 %. Головных уборов в тоннах экспортировано в 2,2 раза больше, однако по стоимости зафиксирован прирост только на 4,3 %.

Вероятно, при поставках в Россию цены в контрактах в большинстве случаев были указаны в дензнаках РФ, поэтому их обесценение по отношению к доллару привело к недобору выручки в долларовом эквиваленте. Кроме того, снижать цены, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке, заставляет и общее падение покупательной способности россиян.

Чем выше степень обработки изделий, тем более весома доля РФ в нашем экспорте. Так, в соседнюю страну поступает только 32,3 % необработанных шкур, 70,5 % шерсти, зато готовых изделий из кожи — 90 %, ковров — 82,7, обуви — 98,4, головных уборов — 85,7, зонтов — 97,7 %.

Экспорт в стоимостном выражении в страны вне СНГ снизился на 16,5 %, по многим позициям падение было еще более существенным. Так, контрактная стоимость поставок шерсти уменьшилась на 41,4 %, трикотажных полотен — на 70,4, обуви — на 47,8, головных уборов — на 35,1 %.

Относительно благополучно в стоимостном выражении выглядит экспорт в дальнее зарубежье в сегменте одежды: товары машинного вязания (+63,8 %), прочая одежда (+34,5 %). Иностранные бренды все чаще размещают заказы на пошив одежды на белорусских предприятиях (на давальческой основе, по лекалам и из сырья заказчика). Вероятно, производственный аутсорсинг уберег статистику в этом товарном сегменте.

Заметно увеличились поставки отечественных ковров, однако абсолютные показатели экспорта данных товаров в страны вне СНГ остаются небольшими: за семь месяцев туда продано ковров на 137 тыс. долларов.

Анализ статданных наводит на мысль, что потенциал для наращивания поставок белорусской продукции на рынки вне СНГ, в первую очередь в страны Евросоюза, связан с углублением переработки и улучшением качества. В 2015 году наша страна поставляла в Италию дополнительно обработанную после дубления кожу по 13,2 тыс. долларов за тонну, а покупала этот товар в Италии по 21,7 тыс. долларов/т. Скорее всего, столь значительная разница в цене связана именно с особенностями технологии и качеством обработки.

Матэрыял падрыхатваны для Школы аналітычнай журналістыкі Прэс-клуба (чэрвень 2016 – сакавік 2017). У школе прымаюць удзел журналісты беларускіх СМІ, якія ўдасканальваюць свае навыкі напісання аналітычных матэрыялаў.

  • Оцени статью: