«Сэкономите на школах — разоритесь на тюрьмах»

Что реально может повысить престиж учительской профессии — об этом политолог Александр Федута и учитель Анна Северинец.

Введение звания «Народный учитель Беларуси» поможет повысить престиж благородной профессии педагога, заявил в среду Александр Лукашенко на церемонии вручения государственных наград во Дворце Независимости.

Федута: Учитель, который воспитывает нацию, не должен получать меньше постового ГАИ

Бывший учитель, а ныне политолог Александр Федута напоминает, что раньше были звания заслуженный и народный учитель БССР, а также народный учитель СССР.

— Я горжусь тем, что моя однофамилица, которая работала в той же, где и я, Гродненской области, имела звание народного учителя СССР. Учителю действительно важно моральное стимулирование, — отмечает собеседник. – Он должен понимать, что государство ценит его работу и заботится о нем.

Александр Федута

Вопрос в том, что моральное стимулирование должно прилагаться к материальному.

— Учитель, который воспитывает нацию, не должен получать меньше постового ГАИ, — убежден собеседник  Завтра твоей страны. — Это не значит, что я сейчас пытаюсь принизить услуги  постового, но учителя как профессионала я ставлю несколько выше.

Александр Федута напоминает, как обращаются к педагогам поляки вне зависимости от того, университетский это преподаватель или школьный, гимназический, имеет он ученую степень или звание или нет: господин профессор.

— Если учитель не в состоянии в первый же год после вуза прокормить свою семью, это означает, что школьная профессия обречена. Общество окажется на задворках. И мы не будем успевать за временем, — уверен эксперт.

В советские времена, по словам Александра Федуты, учительскую профессию, выбирали те, кто чувствовал призвание.

— Были и те, кто делал карьеру, потому что педагогика давала определенные возможности для социального лифта. Те, кто таким образом реализовывал свой творческий потенциал, — говорит собеседник. — Я работал в школе тогда, когда можно было работать, и за это еще платили. В первый год ставка была 132 советских рубля. И это были достаточно неплохие деньги. Одному можно было выжить, учительская семья со стажем жила более или менее сносно. Сейчас уже нет.

Северинец: Учитель  находится между молотом требований вышестоящий органов и наковальней своего профессионального долга

Учитель Анна Северинец полагает, что в целом введение звания «народный учитель Беларуси» не повысит престиж профессии.

— Престиж профессии никак не зависит от наличия званий. Звание «народный учитель» не из области престижа, а из области нематериальной мотивации людей, которые умеют работать как раз таки с нематериальной мотивацией, — говорит педагог. – Да, какие-то конкретные учителя благодаря такому званию почувствуют себя реализовавшимися, востребованными, замеченными.

Анна Северинец. Фото: Наша ніва

Что сегодня могло бы мотивировать молодых людей становиться учителями?    

— Осознание своего призвания. Больше ничего мотивирующего в этой профессии на самом деле нет. Бывают случаи, когда в педуниверситет идут люди, у которых проблемы с проходными балами в другие вузы, но это уже не будущие учителя, а балласт, уверена Анна Северинец.

По ее словам, сегодня учитель находится между молотом требований вышестоящий органов, начальства, родителей, детей и наковальней своего профессионального долга.

— Общество от нас требует: послушания, терпения и оценок. А по призванию  мы должны давать: самостоятельность, творчество и знания. И получается, что мы идем в профессию делать одно, а требуют от нас другое, и, естественно, учитель со всех сторон виноват, — констатирует собеседница.

Почему в Беларуси учителя не стали элитой?

— Наше общество пока находится на иной стадии развития, мы не умеем уважать вообще людей, не только учителей. К тому же очень долго и масштабно эта профессия подвергалась шельмованию и в СМИ, и в культуре, и в кино, например, в произведениях искусства: у нас Марьиванна – такой образ дурной и тупой училки. А какой-нибудь своей учительской героини или героя нет, — обращает внимание Анна Северинец. – Я бы не сказала, что в этом виноват кто-то во власти. Это просто такое состояние общества.

В то же время с кем мы сталкивается каждый день? С учителем и врачом.

— Это насущные профессии, без которых прожить нельзя, — отмечает Анна Северинец. — Соответственно, к ним и самые большие претензии – дайте нам все! А ведь то, что дает учитель, это в первую очередь, то, что человек берет сам.

Не отобьют ли нынешние мизерные зарплаты желания молодежи идти в учителя? 

— Если у человека желание работать учителем исчезает из-за того, что зарплата маленькая, то и слава Богу, — считает Анна Северинец. — Не надо идти работать учителем человеку, который собирается это делать только ради зарплаты.

Но учитель, по ее мнению, должен получать много денег просто потому, что это одна из самых сложных профессий, требующих высочайшей квалификации и высочайшего ежедневного и ежеминутного напряжения всех сил и умения человека.

— Учительский хлеб настолько тяжел, что если человек пришел в профессию только за деньгами, он уйдет, потому что никакие деньги не окупают того, что мы вкладываем в свою работу. Но учитель должен много получать, потому что сэкономите на школах – разоритесь на тюрьмах, — говорит Анна Северинец.  

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 35
  • Балл: 4.7