Беларуси угрожают… белорусские телеканалы

Большинство белорусов поддерживает позицию Москвы относительно Крыма. А информационной безопасности страны угрожают не российские, а белорусские телеканалы. Как такое возможно и что с этим делать?

70 % белорусов – за «Крымнаш»

Согласно исследованиям социолога, профессора Андрея Вардомацкого, поддержка российской линии в деле Крыма составляет 70%. В сентябре 2015 года руководитель Белорусской аналитической мастерской опубликовал в Варшаве статью «Российские медиа – индекс воздействия и секреты успеха».

Комментирует председатель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец: «По социологическим исследованиям, более 60% белорусов согласились с российским месседжем: события в Крыму — это восстановление исторической справедливости. При том, что официальная позиция властей Беларуси была другая. Это показало, что существует серьезная опасность для Беларуси в информационной сфере».

Минские власти признают Крым российским де-факто, но не де-юре. Лукашенко продолжает лавировать в этом вопросе.

Где корни проблемы?

Николай Статкевич, экс-кандидат в президенты Беларуси, в ответ на мои вопросы для программы «ПраСвет» телеканала «Белсат» заявил 5 марта 2016 г .: «В телевизионном эфире доминируют только российские телеканалы».

Однако дело немного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

«Опасность исходит не столько от собственно российских СМИ, сколько от юридически белорусских. Из девяти телеканалов, входящих в обязательный для распространения всеми телеоператорами пакет, 4 базируются на новостных и публицистических программах российского производства. В том числе и такие формально белорусские каналы, как НТВ-Беларусь, РТР-Беларусь, ОНТ», — говорит Андрей Бастунец.

Именно эти три телеканала сильно опережают в популярности каналы Беларусь-1, 2 и др.

Первый – «НТВ-Беларусь» – телеканал Белтелерадиокомпании. Второй – «РТР-Беларусь» – собственность белорусского телеканала СТВ, а ОНТ – это отдельный белорусский телеканал.

Нужны изменения в сфере медиа

Во время Евромайдана и после него белорусское информационное пространство заполнили российские пропагандистские материалы.

Летом 2014 г. Белорусский институт стратегических исследований (BISS) в рамках проекта «Рэфорум» организовал Форум политической оппозиции и гражданского общества. Цель — выбрать несколько приоритетных сфер, которые надо реформировать и предложить властям готовые проекты реформ. Руководителем группы экспертов по реформе медиа стал юрист Андрей Бастунец: «Главное, что беспокоило участников заседания, – это воздействие российской пропаганды на граждан Беларуси».

Главное условие работы группы – реформы должны быть совершены уже сейчас, то есть при сегодняшних властях.

«Сам проект, по моему мнению, логичный и продуманный. Однако наивно было бы надеяться, что нынешние власти откликнутся на существенные предложения, которые заметно расширяют свободу медиа в Беларуси. Здесь все упирается в специфику политического режима. Свобода СМИ, если коротко, противоречит их природе», — полагает Александр Класковский, руководитель аналитических проектов информационного агентства БелаПАН:

После 10 месяцев работы эксперты в мае 2015 г. представили предварительные результаты в Минске. Здесь полная версия презентации. Материалы получили власти.

«Власти обращались к нам с просьбой передать результат нашего труда, что и было сделано, – говорит Андрей Бастунец. – Некоторые лица принимали и участие в конференции, на которой мы прэзентоввали промежуточный результат нашего труда. Однако организаторы надеялись на большую заинтересованность со стороны власти».

Ровно через год, в мае 2016-го, заместитель главы администрации президента Игорь Бузовский заявил в интервью телеканалу ОНТ, что «контент Российской федерации в белорусских СМИ доходит до 65%», а также он добавил, что «это нас не должно не настораживать с точки зрения национальной культуры, информационной безопасности».

По словам Бастунца, слова И. Бузовского свидетельствуют, что ситуация к лучшему не изменилась. «Но то, что эти слова прозвучали, дает надежду, что определенные люди во власти начали понимать опасность. А это было одной из целей нашей работы – подтолкнуть власти к изменению ситуации».

Дорожная карта реформ

Подтолкнуть, то есть предложить готовый рецепт модернизации медиасферы. В чем же заключается предложение реформы информационной безопасности. Главная фишка в том, что начать ее можно без лишнего шума. Возможно даже, что изменения уже начались.

Эксперты создали дорожную карту, которая состоит из трех этапов:

1-й этап можно начать реализовывать без изменений в законодательстве;

2-й – нужны изменения в существующие законы;

3-й – после существенных изменений в законодательстве Беларуси.

«Главным вопросом было: как соединить движение к защите национального информационного пространства с сохранением свободы мнения. Это же предусматривает ограничительные меры и нормы, которых и без того хватает в белорусском законодательстве. Мы выбрали достаточно парадоксальный подход, согласно которому именно движение к открытости белорусского информационного пространства в сочетании с поддержанием национального медиапроизводства могут обеспечить информационную безопасность Беларуси», — подчеркивает Андрей Бастунец.

Предлагаю присмотреться только к первому этапу как наиболее реалистическому в реализации и сконцентрироваться на телевидении, с которого начался разговор. Вот самые актуальные с точки зрения тележурналистики пункты.

1. Пересмотреть подход к формированию обязательного общедоступного пакета телепрограмм и порядок включения телеканалов в него.

Речь о трех белорусско-российских телеканалах, которые ретранслируют российскую продукцию. Это самый сложный вопрос.

Андрей Бастунец полагает, что «нужно лишить внеконкурсных и непонятных преференций тех, кто есть «рупором» соседнего государства». Однако без протестов со стороны зрителей и России на сегодня невозможно лишить их «неоправданных привилегий».

2. Допустить в эфир телеканалы из европейских государств, которые своим содержанием могли бы уравновесить влияние российских телепрограмм

Этот пункт прост в реализации. Можно начать с допуска в кабельные сети и в пакет интерактивного телевидения ZALA по одному телеканалу из соседних государств – из Украины и Польши. Скажем, один из государственных украинских телеканалов и «Белсат». Ничего властям от этого не будет, но они получат сильный аргумент в разговорах с Западом.

3. Значительно увеличить долю программ, которые выходят в эфир без предварительной записи. Увеличить интерактивную составляющая, обратную связь.

Этот процесс уже происходит. «Отмашка была сверху на ограниченный плюрализм в государственных СМИ. Там взвешивают, кого приглашать. Чтобы не самых больших радикалов. Уже то, что власти стараются практиковать какие-то дискуссионные жанры, вроде ток-шоу, это уже подталкивает к поиску оппонентов. Иначе не получится шоу, спор не состоится. – констатирует Александр Класковский. – Я сам несколько раз участвовал в программе «Дело принципа» Вадима Гигина и я вижу там других представителей независимого экспертного сообщества».

4. Поддерживать развитие белорусскоязычной информационной трансляции. Ориентировать телеканал Беларусь-4, который создают на базе областных телестудий на создание в регионах климата общности интересов локальных и региональных обществ и чувства малой родины внутри Родины национальностей.

И этот процесс идет. Областные новости начали выходить в эфир по-белорусски после того, как главой Белтелерадиокомпании стал Геннадий Давыдько. Это одно из самых ярких проявлений мягкой белорусизации.

Меньше репрессий и лучший контакт с властями

Кроме этого, по словам Класковского, улучшились общие условия работы журналистов. «Стало меньше репрессий. Это уже плюс. Если вынести за скобки инциденты с фрилансерами. Это один из моментов, который законодательно не урегулирован. Я думаю, что власти в определенной ситуации могут здесь пойти на какие-то уступки. Нет смысла преследовать того же Константина Жуковского. Раз за разом лепить ему штрафы. Это уже выглядит как плохой анекдот», – подчеркивает собеседник.

Журналист отмечает также, что пресс-службы ведомств начинают контактировать с независимой прессой. Но здесь еще много работы. Я написал три мейла – в Администрацию президента, Министерство информации и в Совет министров – с просьбой прокомментировать проект медиа-реформы. Конечно же, не получил ни одного ответа.

Реформа на вырост

«Надеюсь, все же меняется отношение отдельных представителей власти к проблеме информационной безопасности – во всяком случае эту проблему начали осмысливать. – говорит Андрей Бастунец. – Что дает шанс на ее решение в будущем. Ради последовательной реформы медиасферы этого мало. Нужно менять законодательство. И главное – нужно кардинально изменить взгляды на место Беларуси в мире и ее геополитический выбор».

На это власти сегодня не готовы. Но, скажем, аккредитовать «Белсат» можно уже завтра.

Александр Класковский: «Стучаться в дверь властей надо. Это занятие не напрасное. Во-первых, так как власти сегодня хотят нормализовать отношения с Западом и это их подталкивает к какой-то игре. Во-вторых, власти озабочены наступлением так называемого «русского мира». А в этих предложениях есть пункты, касающиеся информационной безопасности и противодействия российской пропаганде. И в-третьих — это работа на перспективу. Реформа на вырост. Рано или поздно в Беларуси начнутся общественно-политические перемены, и тогда этот наработанный пакет будет готовой парадигмой, чтобы действительно реформировать медиасферу».

Черта под работой пока не подведена. Конечной презентации концепции не было. Но изменения в медиасфере уже происходят.

Матэрыял падрыхатваны для Школы аналітычнай журналістыкі Прэс-клуба (чэрвень 2016 – сакавік 2017). У школе прымаюць удзел журналісты беларускіх СМІ, якія ўдасканальваюць свае навыкі напісання аналітычных матэрыялаў. 

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5