Какими должны быть уроки информатики, чтобы появились новые «Танки» и Viber?

Будущее страны сегодня многие - и не без оснований - связывают с развитием IT-технологий. Ну а успех в этой сфере напрямую завязан на то, как школа «зажигает» будущих Джобсов, Гейтсов, Цукербергов... Итак, размышляем над уроками предмета под сухим названием «информатика». В новом учебном году его преподавателей и школьников ожидают изменения. О том, что соответствующая программа преподавания значительно отстала от современной жизни, говорят и педагоги, и дети, и их родители.

Что же поменяется по воле министерства и что ожидают родители, ученики, могут ли преподаватели-педагоги из регионов оперативно влиять на трансформационный процесс?

Изъяны учебной программы

Удивительно, но факт: алгоритм преподавания «информатики» за 10 лет практически не поменялся. Что такое Интернет, как работать на компьютере с базовыми программами знают еще четвероклашки. Но до сих пор в 6-м классе детям рассказывают и показывают, что такое компьютерная мышь и клавиатура, обучают работе с «Блокнотом», «Калькулятором», всем известным графическим редактором... И на эти «пустые» уроки отводится аж 35 часов! Более серьезное начинается только в конце школы: ребята учатся работать с базами данных, изучают азы программирования.

Программа «хромает» не только содержанием, но и своей хронологией.

- MS PowerPoint (приложение для создания презентаций) дети начинают изучать только в 7-м классе, в то время как от них по учебе этого требуют гораздо раньше. То же самое и с приложением MS Word. С помощью текстового процессора многие ученики начальной школы готовят рефераты и сообщения, - говорит учитель информатики гимназии № 1 Бреста Константин Шаров.

- Сейчас в программе практически нет того, что может пригодиться в будущем. Мы изучаем текстовый редактор Word, в котором уже самостоятельно работаем не первый год. Графический редактор Paint я бы лучше заменила на Photoshop. Что-то полезное для себя открыла лишь в некоторых темах с 9-го по 11-й класс, - говорит выпускница СШ № 7 Бреста Анастасия Горбань.

Солидарны с учениками и многие родители, педагоги.

- Нужно полностью менять программу. Большинству старшеклассников просто скучно на уроках, - высказывает свою точку зрения учитель информатики СШ № 6 Кобрина Виктор Логвинович.

Подводные камни учебных пособий

Еще больше, чем учебная программа, отстали от жизни учебники по информатике.

- Содержание пособий устарело лет на 10. К примеру, там рассказывается о работе в Office 2003 года, хотя сейчас везде используется версия 2007-го, а то и 2010 года. В итоге, чтобы подать детям ту или иную тему, приходится индивидуально готовиться к уроку, делать скриншоты, писать подробный конспект, - рассуждает Константин Шаров.

Учебники устаревают довольно быстро, и переиздавать их каждый год-два нерентабельно. Выход из ситуации преподаватели видят в электронных пособиях.

Какие изменения ожидаются в ближайшем будущем

С нового учебного года детей ждут изменения в школьной программе по информатике.

- Наиболее серьезно она изменена в 6-м классе: значительно сокращена часть теории об устройстве компьютера, станет больше практических занятий. Ребята будут знакомиться с общеупотребительной терминологией предмета, они подробно будут рассматривать файловую систему, действия с папками, файловыми менеджерами. Уже проводился конкурс по разработке учебников, известен победитель. Скорректировано также содержание программы для 10-го и 11-го класса, что позволит в будущем сделать переход к профильному разделению по информатике, - рассказывает заведующая лабораторией математического и естественно-научного образования Национального института образования Наталья Костюкович.

Кроме того, с нового учебного года появится факультатив по информатике. Он будет проводиться со второго полугодия второго класса. В частности, достаточное внимание уделяется компьютерным мини-играм, которые способствуют закреплению знания алфавита, формированию навыков устного счета.

Почему мало добровольных «реформаторов»?

В учебную группу, которая разрабатывала новую школьную программу по информатике, вошли учителя-методисты и учителя высшей категории, ученые из столичных вузов и школ, а также из Гродно, Витебска и Могилева. А вот специалистов из Брестской области не было. Доступ к разработке информационных программ открытый, в конкурсе может участвовать любой желающий. Но сами учителя не особо рвутся «в бой».

Как говорят педагоги, которые ранее состояли в учебной группе, это требует времени и самоотдачи. К тому же все следует делать параллельно с основной работой. Оплата - минимальная, а многие выстраданные инициативы, предложения попросту пропадают: нет должной поддержки со стороны представителей Минобразования. Отсутствие качественного подхода и необходимых ресурсов для разработки современной учебной программы приводит к соответствующим результатам. Если судить по тому, как реформирована программа для 6-го класса - изменения недалеко ушли от прошлогодней программы. И есть вероятность, что очередная реформа в сфере образования не найдет поддержки ни со стороны учеников, ни со стороны их родителей. Иначе говоря, такой перспективный урок, как информатика, постепенно может перерасти в часы «зряшного» школьного досуга.

Мнения преподавателей

Андрей Козинский, доцент кафедры прикладной математики и технологии программирования БрГТУ:

- Информатику надо изучать в начальной школе, где учащиеся обучались бы знаниям и умениям, необходимым современному пользователю компьютера. А уже к 7-му классу они должны определиться с собственными предпочтениями, с выбором профессии. С этого времени и должна наступать специализация. С 7-го класса в программу может быть включено программирование. В старших классах - элементы теории информации (кодирование, измерение, передача), теория алгоритмов, базы данных, компьютерные сети, основы Интернета (концепции и сервисы) и многое другое. Эти разделы информатики имеют физико-математическую составляющую и потому не каждому под силу. Необходимо знакомить детей с современными мобильными технологиями, операционными системами.

Елена Лукьянчук, учитель информатики СШ № 7 Бреста:

- Некоторые темы, такие как Paint, Word и другие офисные программы, необходимо перенести на начальную школу. При этом важно правильно соотносить часы и темы на изучение в зависимости от возраста детей и их знаний. Надо тщательно продумать, как сделать программу, адаптированную под современное программное обеспечение. Также стоит создать профильные группы по информатике в зависимости от предпочтений и задатков детей: кто-то будет изучать компьютер больше на пользовательском уровне, а кто-то - делать упор на программирование.

Опыт зарубежных стран

Англия

Пользоваться компьютером и iPad дети начинают еще с начальной школы, местами - и с детского сада. Малыши учатся владеть мышкой и осваивают легкие программы. В средней школе ребят учат тому, что в жизни они смогут применить и использовать. К примеру, изучают программу «КОДУ», в которой программируют и создают свои компьютерные игры. Также на уроках информатики детей учат, как регистрироваться онлайн, как открыть счет в банке, в рамках обучения школьники разрабатывают свой полноценный бизнес-проект.

Польша

В каком классе стартует изучение предмета информатики, во многом зависит от учебного заведения. В среднем с 4-го класса начинают изучение программ Paint и Word. В 5-м классе нет информатики. В 6-м приступают к Excel и PowerPoint. А через два года перерыва начинается программирование, детей также знакомят с опасностями в Интернете.

Австралия

В отдельных штатах Австралии обучение детей программированию начинается с 3-го класса. В 7-м классе школьники приступают к изучению языков программирования, в 9-10-х классах учащиеся осваивают объектно-ориентированное программирование.

Россия

В некоторых школах уроки информатики начинаются с первого класса. На них младших школьников знакомят с основами логики и алгоритмов. В старших классах детей обучают языкам программирования (правда, в подавляющем большинстве случаев Паскалю и Бейсику).

Матэрыял падрыхатваны для Школы аналітычнай журналістыкі Прэс-клуба (чэрвень 2016 – сакавік 2017). У школе прымаюць удзел журналісты беларускіх СМІ, якія ўдасканальваюць свае навыкі напісання аналітычных матэрыялаў. 

  • Оцени статью: